Потрясающий пейзаж, проведший большую часть своей жизни на одном из норвежских чердаков, оказался неизвестной работой Винсента Ван Гога. Найденный шедевр поразил учёных: картина принадлежит к периоду жизни художника в Арле, на юге Франции. Именно тогда он создал такие произведения, как Желтый дом (The Yellow House) и Подсолнухи (The Sunflowers).

Ван Гог. Закат на Монтмажуре (Sunset at Montmajour)

Как отмечает на своих страницах журнал Burlington, три голландских эксперта из музея Ван Гога в Амстердаме, ответственных за исследование картины, уже назвали работу «абсолютно сенсационной».

Картина «Закат на Монтмажуре» (Sunset at Montmajour) была представлена на специальной церемонии в голландской столице. Аксель Рюгер (Axel Rüger), директор музея, сказал, что подобные случаи происходят только раз в жизни.

Картина была написана в 1888 году, и демонстрирует красоту сельской местности недалеко от Арля и разрушенного аббатства на холме Монтмажур. Картина, полагают исследователи, была куплена норвежским промышленником Кристианом Николя Мастадом (Christian Nicolai Mustad) в 1908 году по совету искусствоведа и реставратора Йенса Тийса (Jens Thiis), который в том году как раз стал директором Национального музея в Осло. Все было прекрасно до тех пор, как рассказывает семейная история, пока французский посол в Швеции не посетил дом Мастада. Именно он высказал предположение, что картина – подделка или ошибочно приписана кисти Ван Гога. После этого случая расстроенный промышленник закинул полотно на чердак.

Действительно, в то время подделки были очень распространены. Из-за этого многие ценители искусства чувствовали себя неуверенно. Однако, исследователи не уверены, что роковую роль в судьбе картины сыграл именно посол. Они склонны считать, что это был консул в Париже, Огюст Пеллерин (Auguste Pellerin), обладавший весомым авторитетом коллекционера. Интересно, что Пеллерин был владельцем предприятия, напрямую конкурировавшего с бизнесом Мастада в Норвегии.

Мастад умер в 1970 году, а картина дважды была признана подделкой. В том числе – и экспертами музея Ван Гога в 1991 году. Однако, сегодня все собранные доказательства позволяют уверенно определить авторство полотна.

Журнал Burlington приводит интересную цитату Ван Гога из его письма к брату Тео. В ней он говорит об удивительном солнечном свете – «абсолютном золотом дожде» – и красивых линиях. В частности, художник писал: «Вы не были бы вообще удивлены, увидев рыцарей и дам, внезапно появившихся, возвращающихся с соколиной охоты, или услышав голос старого провансальского трубадура…».

Ранее считалось, что в этом письме Ван Гога говорит о своей картине «Скалы» (The Rocks), которая сегодня висит в Музее изобразительных искусств в Хьюстоне. Однако теперь стало очевидно, что высказывание относится именно к «Закату на Монтмажуре».

В основной экспозиции Музея Ван Гога картина появится после 24 сентября.

Анна Сидорова

Ист.