Зачем взрослому человеку изучать свой город

Сегодня в перенасыщенном событиями мегаполисе есть совершенно особое, исключительно петербургское явление – образовательный проект «Университет Петербурга», с помощью которого во всех смыслах можно войти в историю.

 

Михайловский сад

Архитектура, музыка, история, стихия воды, стиль, текст, судьба – вот далеко не полный перечень измерений феномена нашего города. И кажется, что постичь его невозможно. Но находятся смельчаки, которые встают на этот путь. Путь образования Петербургом.

Иосиф Бродский писал: «Надо сказать, что из этих фасадов и портиков – классических, в стиле модерн, эклектических, с их колоннами, пилястрами, лепными головами мифических животных и людей <…> я узнал об истории нашего мира больше, чем впоследствии из любой книги».

Наш город удивительным образом влюбляет в себя и перекраивает судьбы людей, оставляя их здесь надолго или навсегда. Он собирает и объединяет. Особенно тех, кто понял, что невозможно знать этот город поверхностно, невозможно жить в нем и не соответствовать ему. Ведь Петербург будет существовать как живой организм до тех пор, пока живы его традиции и пока в нем живут люди, дорожащие этими традициями.

Сегодня очень популярной стала концепция образования по формуле «Образование никогда не кончается», то есть образование взрослых людей. Однако на фоне его коммерциализации остаются на обочине гражданское образование, призванное помочь человеку делать свой гражданский выбор, и просветительская деятельность, способствующая «воспитанию чувств». Именно на этой ниве вот уже более двадцати лет работает общественная организация «Институт Петербурга», главным делом которой является образовательный проект «Университет Петербурга». Его цель – давать системные знания об истории и культуре Петербурга всем горожанам независимо от возраста и профессии.

Уникальная и единственная в России программа обучения разработана известным петербурговедом Густавом Александровичем Богуславским и основателем университета Ириной Михайловной Сергеевой. Более ста программных тем дают широкое представление о феномене Петербурга, о его живом прошлом и настоящем (сайт университета www.universpb.ru). Многие лекторы участвуют в проекте с момента его основания. Ведущие ученые города и преподаватели петербургских университетов, работники архивов и музеев создают особую атмосферу обучения. Это не только авторские лекции, но и живое общение с виднейшими представителями петербургской интеллигенции. Они не гонятся за модой в изучении этого города, но учат по-настоящему видеть его и чувствовать.

Программа университета ориентирована не только на получение знаний, но и на освоение навыков исследователя-краеведа и экскурсовода, соответствующего статусу современного европейского города. Сегодня нет другого такого места в Петербурге, где так интересно рассказывают о городе.

Тем, кто не устает учиться и хочет внести свой вклад в сохранение феномена Петербурга, университет открывает свои двери традиционно 1 октября в 18.30 в Детской библиотеке истории и культуры Петербурга на ул. Марата, 72. На первом открытом занятии будет представлена программа обучения; известные ученые А. Д. Марголис и С. В. Семенцов посвятят свои выступления исторической и градостроительной уникальности северной столицы.

Изучать Петербург, постигать его и сохранять – это наша ответственность перед городом. Ответственность, значение которой мы должны сознавать. Ведь Петербург, его история – это то счастье, которое наше прошлое и настоящее подарили каждому из нас. Счастье быть петербуржцем.

Альбина КНЯЗЬКИНА,

руководитель образовательного проекта «Университет Петербурга»

Ист.

Приложение

Петербург

<