Людмила ЛЕУССКАЯ

В корпусе Бенуа Русский музей открыл выставку «Николай Рерих (1874 – 1947)». Она приурочена к 140-й годовщине со дня рождения художника, писателя и философа. В состав выставки вошло около трехсот живописных и графических произведений, в основном из коллекции Русского музея, несколько работ из Третьяковской галереи, ГМЗ «Петергоф», Музея-квартиры Бродского и частных собраний. Никогда до сих пор творчество Рериха не было представлено столь полно.

 

Русский музей обладает обширной коллекцией работ этого мастера – более четырехсот. Часть из них была передана музею по завещанию автора. Перед публикой предстали картины разных периодов творчества, в том числе малоизвестные зрителю.

Рерих занимался станковой живописью, театрально-декоративным искусством, керамикой, мебелью, майоликой. Ему удалось преобразовать систему обучения рисовальной школы Общества поощрения художеств, которую он возглавлял с 1906 по 1918 годы. В научных экспедициях Рерих собрал огромную коллекцию памятников культуры разных народов. Наконец, он был инициатором создания актуального и сегодня первого международного договора о защите культурных ценностей во время вооруженных конфликтов, получившего название Пакт Рериха.

Обо всем этом посетителям напомнят фотографии, цитаты из документов, кадры фильма, завершающего экспозицию. Но выставка о том, каким художником был Рерих. Тем более что музей не раз упрекали, что много работ мастера он хранит в запасниках.

«Задача выставки – не впервые широко представить публике имя, а показать коллекцию, которая больше чем у кого-либо, добавив некоторые работы из других собраний. Они необходимы, чтобы составить хронологию творчества Рериха, показать разные стороны его дарования, – рассказывает заместитель директора Русского музея Евгения Петрова. – Предыдущая выставка Николая Рериха проходила в 1974 году, к его 100-летию. С тех пор выросло несколько поколений зрителей. Они видели работы художника в экспозиции, что-то о нем знают. Но полное представление о том, что же это за художник, вряд ли имеют.

Русский музей кроме всего прочего исполняет долг перед Рерихом, который завещал ему свои работы».

Выставка строится хронологически. В начале ранние работы. Известно, что Рерих учился у Куинджи. Есть несколько картин, где влияние Куинджи очевидно. Отсутствие формы, удивительный свет изнутри.

Заметное место занимают картины-размышления на тему жизни древних славян: «Славяне на Днепре», «Тени», полотно «Город строят» из Третьяковской галереи. С юных лет Рериха влекла Древняя Русь, он участвовал в раскопках курганов, слушал легенды, изучал старинные рукописи и книги. Интерес к древности он пронес через всю жизнь. Как археолога и историка его интересовал вопрос переселения народов. Исходя из археологических раскопок, которые велись в разных местах, он полагал, что переселение происходило с востока на запад. Это была точка зрения, которую он всю жизнь развивал, пытаясь найти доказательства в разных странах.

Центром выставки стала серия декоративных панно «Богатырский фриз», созданная для украшения дома Бажанова, теперь это библиотека Чехова. Темой для оформления жилых интерьеров художник выбрал все ту же древность. Эти большие картины показывают редко.

Занимала Рериха и идея взаимоотношения Земли и космоса. Та же мысль волновала многих художников и философов начала прошлого века.

Он много путешествовал, часто возвращался в те же места, писал этюды. В них отражение космоса, земли и неба. Как правило, на выставках показывают известные картины и очень редко этюды. Этюды выстраиваются в серии, на выставке они демонстрируются вместе, в шпалерной развеске. Это вполне законченные произведения, художник ими дорожил, с ними не расставался, возил с собой.

Еще одна заметная тема в творчестве Рериха – театр. Как театральный художник, он оформлял спектакли для антрепризы Дягилева в Париже. Отдельный раздел выставки посвящен этим работам. Эскизы к театральным постановкам не наброски, а завершенные станковые произведения: «Весна священная», «Снегурочка».

Неожиданностью для зрителей станут работы 1940-х годов. Предчувствие войны, образ тревоги у Рериха появились задолго до начала мировой бойни. В военное время Рерих жил не в России, но думал о том, что здесь происходит. В то время он создавал образы русских подвижников и героев: «Борис и Глеб», «Поход Игоря». Одна из последних работ Рериха, написанная в 1947 году, «Помни!».

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Ист.

Приложение 1.

Выставка Н.К. РЕРИХА в Русском музее

 

Выставка проходит в год 140-летия со дня рождения Николая Рериха – одного из значительных мастеров
отечественной живописи конца XIX – первой половины ХХ века, писателя, мыслителя, археолога и общественного деятеля, инициатора Международного
пакта об охране культурных ценностей человечества («Пакт Рериха»).
Русский музей обладает крупнейшим собранием
живописного наследия Николая Рериха, насчитывающим около 430 работ, представляющих российский и зарубежный этапы его творческого пути. Экспозицию
составляют около 300 произведений живописи и графики из собрания Русского музея, Третьяковской галереи, ГМЗ «Петергоф» и Научно-исследовательского музея РАХ (Музей-квартира И.И.Бродского), начиная с работ, относящихся к раннему этапу творчества Рериха, связанному с обучением в Императорской Академии художеств и участием в деятельности объединения «Мир искусства».
Событием выставки является показ «Богатырского фриза», включающим редко экспонировавшееся ранее из-за больших размеров полотно «Садко». Также достаточно широко и полно представлено творчество Николая Рериха в период его пребывания за границей после отъезда из России в 1918 году – произведения, созданные в Индии во второй половине 1930-х – 1940-е годы.

Приложение 2

Картины с выставки

Н. Рерих
Славяне на Днепре. 1905. Картон, темпера. 67 x 89.

*

Н. Рерих
Гималаи (Голубые горы). 1939. Холст, темпера. 47х79.

*

Н. Рерих
Сокровища снегов (Канченджанга). 1940. Холст, темпера. 76×122.

*

Н. Рерих
Ступа. Ладак. 1937. Холст, темпера. 82 x 123.

*

Н. Рерих
Илья Муромец. Из сюиты

*

Н.К. Рерих. Садко. 1910. Холст, темпера. 203 x 700 см.

*

Выставка «Николай Рерих. 1874-1947». Корпус Бенуа Русского музея

Выставка будет работать по 07 июля 2014г.

Приложения наши, VA