САНКТ-ПЕТЕРБУРГ.
Корр. ТАСС Юлия Андреева, Екатерина Калинина

Эрмитажная коллекция, которую начала формировать Екатерина Вторая и продолжили ее наследники, казалось бы, неразрывно связана с помещениями, для которых приобреталась. Но повороты истории показали, что императорское жилище оказалось не самым надежным убежищем для музейных ценностей. Сокровища Эрмитажа несколько раз перемещались в другие здания и города, но возвращение из таких путешествий оказывалось порой нелегким.

Особенно трудно пришлось Эрмитажу в XX веке. Бывшая императорская сокровищница оказалась в опале. С 1917 по 1996 год ни один правитель страны не побывал в Эрмитаже официально. Его не посещали ни Ленин, ни Сталин, ни их послевоенные преемники Хрущев, Брежнев, Горбачев. Лишь в июне 1996 года эта печальная традиция была прервана – в Эрмитаже побывал президент РФ Борис Ельцин. Накануне этого визита глава Российского государства подписал указ “О Государственном Эрмитаже”, согласно которому всемирно известный музей переходил под патронаж президента. Охлаждение отношений верховной власти с Эрмитажем, растянувшееся на 79 лет, вероятно, стало одной из причин, по которым коллекции музея, трижды спасенные от войн, не смогли уцелеть в мирное время. С первых лет советской власти до 1990-х годов Государственный Эрмитаж потерял 50 тыс. предметов, в том числе 48 шедевров живописи мирового значения.

Пункты назначения: Вытегра – Москва – Свердловск

Эрмитажные шедевры покидали свои обычные места под влиянием чрезвычайных обстоятельств трижды: в 1812, 1914-1917 и 1941 годах.

Впервые решение эвакуировать экспонаты императорского собрания вглубь страны было принято Александром I в 1812 году, когда в Россию вторглись войска Наполеона. “Драгоценности и вещи Императорского Эрмитажа и кабинета его величества” было решено вывезти в Вытегру Олонецкой губернии. Сокровища Эрмитажа вывозили из столицы водным путем, для их перевозки было задействовано 22 ластовых судна*, которые сопровождал матросский караул под началом нескольких офицеров и специально назначенные чиновники во главе с членом императорского кабинета Карабановым.

Во второй раз эвакуация экспонатов Эрмитажа проводилась в годы Первой мировой войны. Вопрос о необходимости вывоза шедевров из Петрограда встал после взятия немцами Риги 3 сентября 1917 года. Граф Дмитрий Толстой, директор Эрмитажа в 1909-1918 годах, созвал особое совещание по эвакуации, на котором было принято решение увезти коллекции в Москву, куда еще в 1914 году были отправлены драгоценности короны и царские регалии. Они были помещены на хранение в Оружейную палату Кремля. Однако министерство императорского двора, стремясь не вызвать лишней паники в обществе, ограничило эвакуацию эрмитажных ценностей лишь этими драгоценностями, большинство же коллекций музея оставалось открытым для публики, продолжавшей посещать Эрмитаж. Под влиянием революционных волнений февраля 1917 года музей был закрыт, в нем было организовано круглосуточное дежурство хранителей, но в апреле по распоряжению Временного правительства Эрмитаж открылся снова, и за месяц его посетили около 15 тыс. человек.

28 августа 1917 года двери Эрмитажа закрылись для посетителей, а через две недели, 15 сентября, в Москву ушел первый состав с картинами из эрмитажной коллекции, которые разместили в Большом Кремлевском дворце, Оружейной палате и Историческом музее. Вскоре к ним присоединились экспонаты из отделов Средних веков и древностей, нумизматики, библиотеки и архива музея, а также часть собрания рисунков и гравюр. Третий эшелон отправить из Петербурга не успели: произошла Октябрьская революция. По вопросу возвращения коллекций в Петроград мнения разошлись. Многие хотели оставить их в столице, но отсутствие в Москве здания, в котором могла бы разместиться столь грандиозная коллекция, стало решающим аргументом в этом споре, и вещи вернули на место в 1922 году.

Эвакуация 1941 года

Самую масштабную эвакуацию Эрмитаж пережил летом 1941 года. Эта работа началась с первых же дней Великой Отечественной войны.

“22 июня 1941 года все работники Эрмитажа были вызваны в музей. Научные сотрудники Эрмитажа, работники его охраны, технические служащие – все принимали участие в упаковке, затрачивая на еду и отдых не более часа в сутки. А со второго дня к нам пришли на помощь сотни людей, которые любили Эрмитаж… К еде и отдыху этих людей приходилось принуждать приказом. Им Эрмитаж был дороже своих сил и здоровья”, – вспоминал Иосиф Орбели, директор Эрмитажа во время Великой Отечественной войны.

Уже в июле 1941 года в Свердловск было вывезено свыше 1 млн эрмитажных экспонатов, всего двумя эшелонами эвакуировали около 2 млн предметов – почти две трети всей коллекции. Удалось вывезти всю экспозиционную часть, включая коллекции фарфора, декоративно-прикладного искусства, живописи и “Золотую кладовую”.

Бронированный вагон вместил сверхшедевры и сверхсокровища Эрмитажа. Остальные сокровища музея разместились в четырехосных пульманах. Эшелон специального назначения состоял из двадцати двух товарных вагонов, пассажирского вагона для музейных работников, сопровождающих эрмитажные ценности, и ещё одного вагона для бойцов военной охраны… На уплывавшей назад платформе товарной станции толпились провожающие эшелон ленинградцы — сотрудники Эрмитажа, и москвичи — руководители Комитета по делам искусств. Последним, кого увидели отъезжающие эрмитажники, был их директор. С непокрытой головой он стоял у фонарного столба в конце платформы, стоял и плакал. Из документальной повести С.Варшавского и Б.Реста “Подвиг Эрмитажа”.

В Свердловске эрмитажные экспонаты были размещены в нескольких зданиях, причем одним из них был знаменитый дом Ипатьева, где в 1918 году был расстрелян отрекшийся император Николай Второй и его семья.

По странному историческому совпадению третий эшелон с эрмитажными ценностями, как и в годы Первой мировой войны, в Великую Отечественную отправить из Ленинграда не успели.

Эрмитажные шедевры, вывезенные в Свердловск, благополучно вернулись из эвакуации в 1945 году.

* Ластовые суда – обобщенное название мелких портовых плавучих средств (барж, плашкоутов, катеров и т.п.) русского парусного флота. Выполняли вспомогательные задачи: местные перевозки грузов и обеспечение боевых кораблей. Комплектовались личным составом Ластовых экипажей, созданных в русском флоте в 1827 г. До 1851 г. находились в ведении Ластовых экипажей, а затем были переданы портовым управлениям и обслуживались личным составом портовых рот.

Часть II