Сергей ГЛЕЗЕРОВ

Исторический театр-макет «Петровская акватория» открылся в здании над станцией метро «Адмиралтейская» – на углу Малой Морской и Кирпичного переулка. Он официально именуется «Интерактивный макет Петербурга XVIII века». Яркие афиши зазывают: «Путешествуйте в прошлое!».

 

Признаться, на свидание с макетом «петровского парадиза» я шел с некоторой долей скепсиса – и в качестве эксперта пригласил известного археолога знатока Петербурга Виктора Коренцвита.

Первое впечатление – недоумение: вроде бы река, но не Нева. Почему на ней одновременно находятся и Адмиралтейство, и Васильевский остров, и Кроншлот, и Петергоф с Ораниенбаумом? Как такое может быть?

– Не удивляйтесь, у нас собирательный образ: водная акватория символизирует одновременно и Неву, и Финский залив, – объясняет контент-менеджер проекта Юлия Матовкина. – Мы изобразили несколько ключевых частей города и пригорода, разместив их вокруг водной акватории. А в самой акватории поместили Тучков буян и крепость Кроншлот. В промежутке между Петергофом и Ораниенбаумом мы показали абстрактную дворцовую ферму. За основу брались исторические описания и изображения.

– Но если вы говорите о ключевых местах Петербурга XVIII века, то почему же здесь нет Летнего сада?! – удивляется Виктор Коренцвит.

– К сожалению, места не хватило, но у нас предусмотрены дополнительные макеты вдоль стен, – говорит Матовкина. – Кроме того, у нас еще пока не все доделано…

Идея макета родилась у двух петербургских бизнесменов, вложивших в этот проект пять миллионов долларов. Навидавшись за границей музеев городов в миниатюре, они поняли, что у нас в Петербурге до сих пор нет ничего подобного.

Рассматриваем город. Действительно, удивительное зрелище. В разных частях макета – разные времена года: в Адмиралтействе – зима, а в Петергофе – золотая осень. Более того, меняется время дня, и тот же Петергофский дворец во тьме освещается тысячами огней, а в парке зажигаются фонари. Из крошечных фонтанов Большого каскада и Верхнего парка брызжут струи самой настоящей воды. И при этом все наполнено звуками.

– На создание макета ушло полтора года. Принят международный масштаб 1:87. Работа почти что ювелирная. У нас трудятся художники, макетчики, декораторы, архитекторы, костюмеры – всего около ста человек, специально подобранных под этот проект, – говорит наша собеседница. – Все движется: кареты мчатся по дорогам, парусники идут по заливу-реке, работают мельница, погрузочный кран в порту.

Кстати, вода настоящая – ее меняют каждый вечер. По всему периметру макета расположены специальные кнопки для посетителей, нажав на которые можно запустить сценарий события. Сейчас их двенадцать, а в перспективе будет сто пятьдесят. Нажимаем одну из них – плотник рубит дерево, деловито тюкает топором, через несколько мгновений, как подкошенное, оно падает на землю. Правда, спустя некоторое время возвращается в исходное положение…

– Весь макет сделан под XVIII век, но на одном и том же участке у нас представлены события нескольких эпох, – продолжает Матовкина. – Не забывайте, что это не просто макет, а театр. Возьмем хотя бы Ораниенбаум: какие-то сцены – с участием Меншикова, какие-то – Петра III. Вот сцена охоты с участием Елизаветы Петровны и молодой Екатерины. Возле Картинного дома Петр III будет дирижировать оркестром, а на пристани Меншиков встретит Петра I.

– Если это так, то у Ораниенбаумского дворца непременно должны быть фонтаны, которые были сооружены при Меншикове, – возражает Виктор Коренцвит. – А их здесь нет. То, что они там были, говорю точно, поскольку занимался их раскопками…

К дискуссии подключается художественный руководитель проекта – один из ведущих петербургских реставраторов Григорий Михайлов. Среди его работ – Меншиковский дворец, Зимний дворец Петра I, Константиновский дворец.

– Это не в полной мере архитектурный макет, здесь, конечно же, есть элемент фантазии, – поясняет Михайлов. – Если посмотреть на генпланы Петербурга первой половины XVIII века, то там много пустырей, болот, и город был не единым целым. Здесь же своеобразный микс, составленный из наиболее интересных фрагментов. К сожалению, мы были ограничены размерами зала и чем-то пришлось пожертвовать: не уместились в макете первые постройки у кронверка, стихийный Петербург первостроителей, Летний сад, приморская резиденция – Стрельна.

Поскольку Виктор Коренцвит и Григорий Михайлов знакомы по археологическим и реставрационным делам уже лет сорок, то дальше дискуссия перешла исключительно в конструктивное русло.
– Вот очевидная ошибка, – говорит Коренцвит. – Фонтаны в Петергофе вдоль Морского канала имели форму «лодочки». А здесь они круглые – такими их сделали в середине XIX века. По большому счету это мелочь, но уж если идет речь о рамках XVIII века, то давайте не выходить за его пределы… Кроме того, у шлюза на Морском канале до наводнения 1771 года стояли деревянные Кривые галереи, возведенные по проекту архитектора Микетти. Почему бы их не показать? Авторский рисунок ведь сохранился. Всегда очень интересно, когда на макете есть то, чего сегодня нет… В облике Ораниенбаумского дворца – тоже неточности: часть выполнена по гравюре Махаева 1750-х годов, а часть – по более поздним изображениям.

Михайлов соглашается: да, упреки справедливые.

– Такие макеты создаются пять-шесть лет, – говорит он. – Здесь же все сделали за полтора года. Поэтому неточности, конечно, есть. Будем исправлять. Два месяца нам дают на завершение явных недоделок, а по мелочам можно будет исправлять еще долго. К тому же здесь еще столько задумано! Сейчас на макете десять тысяч фигурок, а должно быть около ста тысяч. Мы изобразим грандиозные сцены Иордани, построения войск…

– Какое все-таки общее впечатление от увиденного? – спрашиваю у Коренцвита.

– Неплохо, если бы искусствоведы, историки архитектуры смогли ознакомиться с макетом сейчас, пока еще продолжаются работы. Что-то можно дополнить, исправить. Понятно, что все не вместилось. Вот бы еще один такой зал! И мы бы увидели утраченные шедевры Растрелли: Летний дворец Елизаветы, ансамбль трех Летних садов с грандиозным садовым лабиринтом, деревянный Зимний дворец на Невском проспекте. А как заманчиво показать Невский от Адмиралтейства до Фонтанки с триумфальными воротами Земцова, с церковью Рождества Богородицы, Строгановским дворцом. Увидеть, как первоначально выглядели усадьбы Разумовского, Воронцова, Шереметева на Фонтанке…

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Ист.

Приложение

О макете

Исторический театр-макет «Петровская Акватория» – это уникальная экспозиция, посвященная истории возникновения Северной столицы и зарождения российского флота.

“Петровская Акватория” – большой макет Петербурга 18 века, представляющий собой реконструкцию наиболее значимых достопримечательностей Петербурга и пригородов, связанных с морской историей города в масштабе 1:87. Центральную часть экспозиции занимает заполненная водой чаша, изображающая акваторию города, а по периметру расположены макеты архитектурных ансамблей Петербурга, обращенных к водному пространству. Все объекты, в том числе утраченные, воссозданы так, как они выглядели в середине восемнадцатого века.

Петергофский дворец

Реконструкция архитектурных ансамблей и ландшафта это не суть проекта, а лишь декорация в которой разворачивается картина жизни города времен великих российских императоров от Петра Первого до Екатерины Великой. Особый интерес экспозиции придают движущиеся объекты (фигуры людей, кареты, корабли), световые, звуковые, и визуальные эффекты, которые позволяют достоверно воспроизводить смену дня и ночи, изменение погодных условий. Различные сценарии театрализованного действа запускаются как по расписанию, так и по нажатию специальных кнопок, что придает экспозиции дополнительную интерактивность. В реализации сценариев использованы собственные разработки и ноу хау.

Стрелка Васильевского острова без ростральных колонн, усадьба Меншикова вместо СПбГУ, первый петербургский порт, бал-маскарад в Петергофе, старая крепость в Ораниенбауме, которой уже давно нет, – всё это было трудно представить, но теперь можно увидеть своими глазами! Здесь воссозданы старинные усадьбы, парки, дворцы, некоторые их них мы уже никогда не увидим…

В “Петровской Акватории” проходят исторические обзорные экскурсии, интерактивные игровые экскурсии для младших школьников, экскурсия ”Как это сделано?”, на которой можно узнать о создании макет, инженерных секретах и др. Экскурсии входит в стоимость билета. Фото- и видеосъемка бесплатны.

По выходным и праздничным дням в музее действуют “Семейные билеты выходного дня”, которые позволяют посетить музей всей семьей со скидкой (“2 взрослых + 1 ребенок”, “2 взрослых + 2 ребенка”).

Макет в цифрах

масштаб: 1:87
площадь макета 500 кв.м
более 1000 зданий
305 метров дорог
1000 транспортных средств, в том числе движущихся карет
20 тонн воды
более 100 кораблей
25 000 персонажей
20 000 светодиодов

Фотографии

 
     
     
 
     
     
 
     
     
 

Замечание к иллюстрациям: все рисунки раскрываются в большем формате.
Приложение сформировано нами. VA

Ист.