ДИССЕРТАЦИЯ В.В. СКУРЛОВА*, 2012 год.

 

 “История и традиции фирмы Фаберже в творчестве российских камнерезов (конец XIX  – начало XXI вв.).
ГЛАВА II.
КАМНЕРЕЗНОЕ ИСКУССТВО ФИРМЫ КАРЛА ФАБЕРЖЕ
Глава посвящена анализу камнерезного искусства фирмы Фаберже в контексте общего многогранного характера деятельности фирмы.
2.1. «Творческая деятельность и художественное производство фирмы Карл Фаберже»
В этом параграфе рассматриваются организационная и творческая деятельности фирмы Фаберже.

Основные этапы деятельности фирмы

1. Ранний этап. 1840-е -1870-е годы.
Он связан с деятельностью основателя фирмы Густавом Фаберже.
В письме к Александру Фаберже Евгений Фаберже писал следующее о своих предках: «/…/ они были  французские протестанты (гугеноты) и после отмены Нантского эдикта Людовиком XIV в 1685 году (эдикт был в пользу протестантов и был издан Генрихом IV в 1598 г.), покинул Францию (они были родом из Пикардии, но я не знаю точно, жили ли они именно в Амьене, но это очень вероятно). Много способных и замечательных ремесленников, художников и других талантливых хороших людей – протестантов покинули тогда Францию и пошли в Германию, где наши поселились и долго жили (около 100 лет  в Шведте-на-Одере, немного южнее Штеттина), переженились с немками и, конечно, онемечились. Оттуда мой прадед почему-то эмигрировал в Прибалтийский край в город Пернов (Пернау) в Лифляндской губернии России. Там родился мой дед Густав Петрович Фаберже. /…/ [Он] стал золотых дел мастером и переселился в Санкт-Петербург, где открыл маленький магазин с мастерской на углу Большой Морской и Кирпичного переулка в подвальном помещении, потом перевел магазин на первый этаж того же дома, а потом на той же Большой Морской, напротив старого его магазина, в доме Руадзе».[1]
Отметим, что мастерская Густава Фаберже изготавливала небольшие и недорогие предметы. Еще одна сфера ее деятельности – ремонт ювелирных изделий.
2. Зрелый этап. 1880-е – середина 1910-х годов.
В 1872 году во главе предприятия стал Карл Фаберже. Евгений Фаберже отмечал: «Воспитывался он в Анненшулле на Кирочной, потом в Дрездене в Хандельшуле. /…/ учился ремеслу главным образом у сотрудника его отца, финляндца Петера Хискиаса Пендина, но и во Франкфурте-на-Майне в фирме Фридмана, и в Париже у Шлосса. Был одно время в Лондоне, не знаю у кого. Карл Густавович поставил дело на более широкую ногу; изготовлял не только золотые и бриллиантовые вещи, но занялся также и эмалевыми, и серебряными».[2]
В 1882 году Карл Фаберже приглашает к сотрудничеству своего брата Агафона Фаберже, который был в то время в Дрездене. Младший брат руководителя фирмы оказался талантливым дизайнером ювелирных вещей.
В 80-е годы расширяется и сама фирма. В этот период Карл Фаберже заключает договора с другими мастерскими, которые осуществляли изготовление вещей по заказам фирмы, при этом они обязались не подписывать договора на работу с другими заказчиками.

Дом Фаберже

Чтобы мастерские были территориально объединены, создается новое здание фирмы, где располагались не только мастерские, но магазин, библиотека и жилые помещения. Это знаменитый дом на Большой Морской, 24, построенный в 1899-1900 годах по проекту архитектора К.К. Шмидта** – племянника Карла Фаберже. Известный историк архитектуры В.Г. Лисовский писал об этом доме следующее: «В композиции фасада дома Фаберже довольно хорошо ощущается влияние готики, и уже одно это выделяет его на фоне неоренессанса, преобладавшего в конце столетия. Но особенно интересно в данном случае то, как эффектно обыгрывает Шмидт фактуру облицовочного камня, сопоставляя его со стеклом, как четко прорисовывает элементы каменного каркаса эркеров и больших сдвоенных окон; в этих штрихах заключено предощущение модерна, крупным мастером которого вскоре и зарекомендует себя архитектор».[3] Итак, даже фасад здания «отражал» любимые стили ювелира Карла Фаберже – историзм и модерн. Безусловно, что это величественное, художественно и функционально продуманное здание выполняло и определенную роль рекламы, «показывая» посетителям и потенциальным покупателям, что «дело Фаберже» процветает.

Постепенно фирма организует отделения и в других городах Российской империи: в 1887 году – в Москве,[4] в 1901 году – в Одессе, в 1906 году – в Киеве.
С открытием в 1903 году Лондонского отделения фирмы, занимающегося продажей изделий, Фаберже начинает активно завоевывать не только российский, но и международный рынок. Международному признанию служили и выставки, в которых фирма Фаберже постоянно принимала участие.
С 1883 года фирма начинает изготавливать пасхальные яйца, прославившие ее на весь мир, а на рубеже 1907-1908 гг. – камнерезные человеческие фигурки, ставшие сразу же объектом внимания и признания всех знатоков декоративного искусства.
Отметим, что в этот период повышается и статус Карла Фаберже среди ювелиров – он становится Придворным ювелиром Российского императора, короля Шведского и Норвежского, короля Великобританского, и Придворным ювелиром и эмальером короля Сиама.
Фаберже был Придворным поставщиком Двора его Императорского величества.
Итак, Карл Фаберже, благодаря харизматическим данным лидера, знанию ювелирного дела и организаторскому таланту, создал из небольшой мастерской своего отца одну из ведущих фирм в ювелирном деле.
3. Заключительный этап. 1914-1918 гг.

Первая мировая война, а затем и российская революция 1917 года прервали бурную деятельность фирмы Фаберже в области ювелирного и камнерезного искусств. Многие ее мастера были призваны в действующую армию. Ювелирные изделия уже не имели того спроса, что ранее. Фирма перешла на военные заказы. Франц Бирбаум [5] (главный мастер фирмы в 1893-1918 гг.) писал по этому поводу следующее: «Застой в ювелирной торговле наблюдался в первый год войны. За это время фирма Фаберже решила применить свое производство к нуждам военного времени и обратилась в Военное ведомство с определенными предложениями в этом смысле. Ответа она ждала целый год, а между тем надо было занять рабочие руки. Прибегли к разным паллиативам: стали изготавливать медные изделия – судки, тарелки, кружки, табачницы и т.д. Единственная цель такого производства в обеспечении работой несколько сотен подмастерьев. О прибыли, конечно, нечего было и думать, убыток был, но незначительный. /…/ Лишь на втором году войны фирма добилась получения военного заказа. Московская серебряная фабрика была переоборудована, а в

Военное стальное (яйцо Фаберже)

Петербурге открыта дополнительная мастерская. Одновременно один из мастеров, ювелир Гольстрем, открыл мастерскую, выпускавшую шприцы Праваца. /…/ Деятельность фабрики и мастерских продолжалась до самой революции. Исполнены были ударные и дистанционные трубки, гранаты, части приборов. В начале производство налаживалось трудно, но скоро наше исполнение ставилось в пример за точность и тщательность изготовления».[6]

В этот период фирма продолжала изготавливать пасхальные яйца для императорской семьи, но материал, идущий на их создание, стал демократичным – это сталь, береза, стекло, горный хрусталь. Но, используя и такой материал, мастера фирмы делают шедевры ювелирного искусства.
Фаберже пытался сохранить фирму при большевистском режиме, но после неудавшегося опыта работы в новых обстоятельствах, фирма закончила свою деятельность в 1918 году. Но ее многолетняя деятельность навечно осталась в истории ювелирного не только России, но и мира.
Организационно-управленческая система фирмы Фаберже.
Проанализируем эволюцию организационно-управленческой системы фирмы Фаберже.
С самого основания фирмы Фаберже в 1842 году и до второй половины 1880-х гг. структура управления предприятием была линейной. Еще в 1886 г., после 44 лет существования, фирма насчитывала более двух десятков работников, т.е. это была сравнительно небольшая по количеству персонала организация, состоявшая из мастерской и магазина.
При линейной системе руководитель полностью отвечает за свою работу и работу своей фирмы. Это практически устраняет вероятность получения работниками противоречивых указаний. В идеале руководитель должен обладать разносторонними знаниями и должен контролировать все разновидности работ, выполняемый на предприятии.
Оперативные вопросы в такой структуре доминируют над стратегическими, в силу их количества и необходимости безотлагательного решения. Линейная структура позволяет четко функционировать предприятию при решении стабильных заданий, выполнении повторяющихся операций, но при ее использовании трудно приспосабливаться к новым целям и задачам.
Такая система устраивала Густава Фаберже, но не его преемника, обладавшего не только талантом ювелира, но и талантом предпринимателя, не боявшегося инноваций как в творческой, так и в организационной деятельности фирмы.
Именно с руководством Карла Фаберже связан следующий этап организационной работы фирмы (с середины 80-х годов XIX века), который можно назвать этапом функциональной структуры управления. Эта структура управления основана на разделении труда на производстве и в аппарате управления. Каждый функциональный руководитель обладает всеми распорядительными правами по вопросам, входящим в его компетенцию. В пределах определенных функций создаются звенья, передающие нижестоящим звеньям решения, обязательные для исполнения. Такая система позволяет грамотно управлять производством. Но и здесь есть свои недостатки – в силу множества исходящих от каждого функционального руководителя распоряжений, обязательных для исполнения в каждой мастерской, принцип единства распорядительства нарушается.

«Камер-казак Кудинов» из коллекции Павловского музея

Франц Бирбаум в своих записках так характеризует этот период: «Заваленные работой братья Фаберже не в состоянии были вести хозяйство мастерских, а потому решили создать автономные мастерские, владельцы которых лишь обязывались работать по рисункам и моделям фирмы  и исключительно для нее. Так были основаны ювелирные мастерские Хольстрема и Тилемана, золотых изделий Реймера, Коллина, Перхина, серебряные (курсив мой – В.С.) Раппопорта, Вякевы, Аарне и другие. Каждой из них был выделен определенный род изделий, и в них подмастерья специализировались на конкретном виде работ. Изделия этих мастерских носят клеймо мастера, а когда место позволяет, то и клеймо фирмы».[7]

Ситуация, когда большая фирма нанимала мастеров на подряд, не была изобретением Фаберже. Так работала долгие годы фирма «Никольс и Плинке», Торговый дом «Ивана Екимовича Морозова», Придворный ювелир К. Болин. Новым в действиях фирмы Фаберже было то, что мастера в период работы на нее категорически обязывались никого не обслуживать, не выдавать технологических секретов, дизайнерских разработок.
Эта система позволила увеличить состав фирмы до несколько сотен человек. Такая организационная система позволяла фирме выполнять как продукцию массового характера, так и уникальные, трудоемкие вещи.
Отметим, что на фирме Фаберже наблюдались и элементы матричной структуры управления. Матричная структура является следствием дальнейшего развития производительных систем. Эта структура позволяет координировать и увязывать деятельность многочисленных служб и подразделений, упорядочить горизонтальные связи, сократить их протяженность, свести к минимуму последствия многоуровневого линейного подчинения, ускорить принятие решений, способствует повышению ответственности. Она характеризуется созданием особых координирующих звеньев – руководителей программ, получающих право воздействовать на всех других функциональных руководителей – участников программы. Одним из руководителей «Программы исполнения Высочайших заказов» на фирме был Иван Антони. Он служил на фирме с 1898 года и отвечал за координацию исполнения ежегодных императорских пасхальных яиц. При изготовлении этих изделий были задействованы лучшие мастера разных специальностей: каменные работы исполнялись в мастерской Верфеля, эмалевые работы – Петрова, ювелирный сюрприз – Хольстрема, монтировочные работы – Перхина, Вигстрема, футляры – в лучших футлярных мастерских Кяки или в собственной Карла Иегиса, позолота – в единой позолотной мастерской, миниатюры создавал Василий Зуев, миниатюры по эмали – группа художниц и т.д. Естественно, что такой многодельный процесс нуждался в строгом организационном контроле.[8]
Заметим, что такая система задействовала в работе над проектом не только постоянных сотрудников фирмы, но и позволяла приглашать к временному сотрудничеству специалистов, помогающих осуществить тот или иной проект. Среди таких специалистов были известные архитекторы (Л.Н. Бенуа), скульпторы (А.Л. Обер, Б.О. Фредман-Клюзель) и художники (Г.К. Савицкий).
Система включала и ту область деятельности, которую мы сейчас называем маркетинговой. Руководители фирмы не жалели денег на издание каталогов-прейскурантов,[9] участие в российских и международных выставках и т.п. Эта же система способствовала производству широкого ассортимента изделий.
Классификация ассортимента изделий, производимых фирмой Фаберже
М.Н. Лопато приводит следующую классификацию направлений деятельности фирмы Фаберже: «Первое – это ювелирные украшения. Второе – изделия, которые в XVIII веке назывались «галантереей» (то есть табакерки, несессеры, разного рода коробочки, набалдашники, футляры для карманных часов. В XIX столетии к этому прибавились портсигары, письменные принадлежности, дорогие игрушки- корзинки, портшезы, рояли, миниатюрная мебель и т.п. Третье направление – камнерезные изделия, четвертое – серебряные работы, и, наконец, пятое – императорские пасхальные яйца. По значимости их надо было бы поставить на первое место. Однако доход фирме приносила массовая продукция или, во всяком случае, изделия, которые можно было тиражировать».[10]
Предлагаем классификацию не столько направлений деятельности фирмы, сколько изделий, производимых фирмой.
I. Деление произведений по назначению:
1. Ювелирные произведения (кольца, броши, браслеты, диадемы и т.п.)
2. Произведения декоративного характера (мелкая пластика, цветочные композиции, миниатюрная мебель и т.д.).
3. Произведения прикладного (функционального) характера (часы, звонки, табакерки, несессеры, канделябры, посуда, вазы, письменные приборы, пуговицы, пряжки и т.д.).
4. Произведения, связанные с религиозным культом (иконы, пасхальные яйца, нательные крестики).
II. Деление произведений по материалу:[11]
1. Изделия из золота (ювелирные произведения, предметы культового характера и т.п.)
2. Изделия из серебра (мелкая пластика, часы, посуда и.т.п.).
3. Эмальерные произведения (иконы, пасхальные яйца, ковши в «русском стиле» и т.п.).
4. Камнерезные изделия[12] (пасхальные яйца, мелкая пластика, посуда, рамки и т.п.).

 

Следует отметить, что эта классификация также не имеет жестких рамок, так как при создании того или иного изделия мастерами фирмы использовались разные материалы (к примеру, многие серебряные скульптурки помещались на каменных подставах), а предметы функционального характера были часто столь хороши, что «переходили» в разряд декоративных произведений.
Все эти произведения отличаются своим стилевым разнообразием.

Стилевое разнообразие изделий фирмы Фаберже

I. Историзм в изделиях фирмы Фаберже.
1. Изделия, созданные под воздействием искусства античности, Византии и Древней Руси. Все они, так или иначе, отражают историю России – связь Причерноморья с Грецией, русско-византийские отношения средних веков, расцвет русского искусства (особенно XVII века – периода правления первых Романовых).
а). Изделия, выполненные в «скифском стиле» (произведения из «скифской коллекции» Э. Коллина).
б). Изделия, выполненные в «византийском стиле» (к примеру, золотой  переносной триптих в византийском стиле работы М. Перхина).
в). Изделия, выполненные в «русском стиле» – произведения, повторяющие формы и характер декора изделий прошлого, – ковшы  и братины, украшенные эмалью и драгоценными камнями; современные предметы, в которых используется древнерусский орнамент (к примеру, рамки для фотографий); декоративно-функциональные изделия, мелкая пластика, «героями» которых стали персонажи древнерусской истории и литературы (чаша «Иван Калита», ковш «Богатырь», изготовленные из серебра). «Русский стиль» стал популярен в изделиях фирмы Фаберже в период правления Александра III. К этому стилю тяготели мастера Московского отделения фирмы.
2. Изделия, созданные под воздействием европейских неостилей.
а). Изделия, выполненные в неоготическом стиле (к примеру, нефритовая коробочка в виде реликвария в готическом стиле работы М. Перхина). Отметим, что этот стиль не нашел большого развития в произведениях мастеров фирмы.
б). Изделия, созданные в стиле неорококо (или, как обычно отмечается в счетах фирмы, – в стиле Людовика XV). Этот неостиль был особо любим М. Перхиным. Большое количество произведений, созданных им, выполнено в этом стиле. А это и пасхальные яйца, и чаши, и портсигары, и мн. др. Этот стиль предпочитала и постоянная покупательница произведений Фаберже – императрица Мария Федоровна. Судя по всему, к неорококо питал пристрастие и сам Карл Фаберже.
в). Изделия, изготовленные в стиле неоклассицизма (или стиле Людовика XVI). Этому стилю отдает предпочтение мастер Г. Вигстрем.
3. Изделия, созданные под влиянием восточного искусства.
Это группа произведений, выполненная под воздействием искусства Японии (цветочные «икебаны», некоторые анималистические фигурки, где просматривается влияние искусства создания нэцке), Китая (цветочные композиции с камнерезными хризантемами), Сиама (статуи Будды).
Мастера использовали в своих изделиях и орнаментальные мотивы Востока (геометрический, растительный, эпиграфический орнамент стран мусульманского Востока).
II. Модерн в изделиях фирмы Фаберже.
Этот стиль, ставший популярным в Европе в конце XIX века, привлекает и мастеров фирмы Фаберже. В этом стиле изготавливаются пасхальные яйца, ювелирные украшения, посуда, декорируются ножи для разрезания бумаги и т.д.
Некоторые произведения Фаберже опережали эпоху, предвещая появление стиля ар-деко.
Но, в каком бы стиле не было исполнено произведение фирмы Фаберже, оно всегда узнаваемо по точно найденным пропорциям, чистоте линий, изысканной колористической гамме, техническому совершенству исполнения, согласованному сочетанию материалов, т.е. всему тому, что принято называть «стилем Фаберже».
* Скурлов В.В. – историк ювелирного искусства.
** По другим сведениям Карл Фаберже, купил дом в 1898 г. у владельца генерал-майора Золотова. Новый владелец произвёл перестройку здания по проекту зодчего К. К. Шмидта. См., напр. здесь – 2rf.ru/rest/7794#descr  VA

Часть II

Материал предполагается и дальше иллюстрировать нами. VA