Дарья Карелина


Часто волшебство — результат череды нелепостей, ошибок и совпадений. А чтобы удержать и сохранить чудо, требуется кропотливая работа. Цепочка случайностей — и получились духи Chanel № 5

Бодрюшаж — способ запечатывания духов Chanel с 1921 года. Фото: Пресс-служба Chanel

Мадемуазель Шанель никогда не любила духов. В начале XX века в ходу были цветочные запахи, которые казались модельеру-революционерке слишком буржуазными. Ее раздражала принятая в обществе манера обильно душиться: ароматы были нестойкими. Идею создать собственные духи Коко Шанель подкинул любовник — князь Дмитрий Павлович, двоюродный брат последнего русского царя. Его самого «подкинула» Шанель подруга, певица Марта Давелли, шепнув: «Хочешь, бери его себе, он мне слишком дорого обходится». Эмигрировавший во Францию 27-летний Дмитрий Романов понравился Коко, которая была старше его на восемь лет. Она пригласила князя в путешествие по Лазурному Берегу. Там наследник рода Романовых познакомил Шанель с другим эмигрантом из России, бывшим придворным парфюмером Эрнестом Бо.

До того момента модельеры и парфюмеры жили будто в параллельных мирах. Однако тонкий ценитель прекрасного Дмитрий Павлович заразил подругу любовью к ароматам. И Шанель решила сделать духи, которые дополнили бы придуманный ею образ современной женщины в маленьком черном платье.

Дань парфюмерному символу Прекрасной эпохи отдавали даже карикатуристы (Sem, 1921 год).
Справа: Жизель Бюндхен — новое лицо аромата

Любимое число

Парфюмер Эрнест Бо был химиком-экспериментатором. Легенда гласит: когда мадемуазель Шанель в пику моде на моноцветочные запахи попросила его создать новый, абстрактный, аромат, Бо перемудрил. Во время опытов с неустойчивыми альдегидами, которые делают цветочные ноты воздушными, он случайно нарушил пропорции — и уже не мог остановиться.

Эволюция дизайна флакона

Получив образцы разной дозировки, Бо представил две серии: с первого по пятый и с двадцатого по двадцать четвертый. Мадемуазель Шанель выбрала будущий аромат якобы наугад, ткнув пальцем в номер пять — любимое число, соответствующее астрологическому знаку Льва, под которым она родилась. А по поводу названия решила так: «Я представляю коллекцию платьев пятого мая, то есть пятого месяца. Пусть так и остается — номер пять». Узнав, что самый дорогой компонент созданного аромата — жасмин, Шанель попросила использовать его как можно больше — ее духи должны были восприниматься как предмет роскоши. Тем не менее благодаря альдегидам запах получился совершенно необычным — в нем нельзя было уловить доминирующую ноту.

Во имя розы

Фото: Пресс-служба Chanel

В состав Chanel № 5 по сей день входит около 80 ингредиентов, включая жасмин и розу центифолию с полей Грасса. Секретную формулу «чуда» хранит Жак Польж, парфюмер Дома Chanel, возглавляющий лабораторию с 1978 года.

«Мы используем натуральные ингредиенты того же качества, что и в 1921 году, когда аромат был создан, — рассказывает Польж. — Я продолжаю дело двух поколений парфюмеров, которые занимали эту должность до меня. Работа заключается в максимально точном воспроизведении формулы Эрнеста Бо. В течение года я лично отбираю ингредиенты лучшего качества: абсолют майской розы из Грасса, абсолют грасского жасмина, экстракты нероли, бергамота, турецкой или болгарской розы».

Сегодня абсолют — высококонцентрированную цветочную эссенцию — для производства духов Chanel № 5 добывают тем же способом, что и 100 лет назад. Для получения 1,5 килограмма абсолюта майской розы нужно переработать тонну цветков. Роза и жасмин выращиваются в Грассе. С 1987 года парфюмерный Дом Chanel сотрудничает с местной семьей фермеров Мюль, обеспечивающей поставки ценного сырья: на один флакончик духов объемом 30 миллилитров идет 1000 цветков жасмина и 12 цветков майской розы. «Я как носитель формулы Chanel должен сделать все возможное, чтобы сохранить полный контроль над ингредиентами. Мы не можем что-то менять или использовать цветы с другой географией произрастания. Иначе это будет уже другой парфюм», — объясняет Жак Польж. Долгосрочный контракт между Домом Chanel и семьей Мюль гарантирует, что поля не будут использованы ни для каких иных целей, кроме выращивания цветов.

Слева направо: сборщик жасмина, Жак Польж и Жозеф Мюль

Драгоценный урожай

«Чудо» обходится потребителям, как и создателям, недешево. «Нас часто упрекают в том, что духи Chanel № 5 такие дорогие (флакон объемом 7,5 мл стоит более 6000 руб. — Прим. «Вокруг света»), — говорит эксперт по парфюмерии московского представительства Chanel. — Но надо понимать: эти духи сделаны из цветов, собранных вручную. Стоимость такого сырья баснословна. Наши духи сродни бриллиантам».

Процесс экстракции: свежесобранные розовые лепестки распределяются по лоткам и обрабатываются паром в дистилляторе

Кусты грасского жасмина не достигают и метра в высоту. Собирать нежные цветы нужно очень деликатно и обязательно перед восходом солнца. Эта кропотливая работа требует не только хороших физических данных (мало кто может простоять несколько часов, наклонившись), но и детального знания строения растения: одно неверное движение — и драгоценный цветок испорчен. Для сбора урожая каждый год нанимают 70 сезонных рабочих.

Профессиональные сборщики цветов работают семейными подрядами. В час один человек может собрать 5 килограммов роз — это примерно 1750 цветков. И всего 500 граммов жасмина — это 4000 цветков. Прямо на ферме возле поля расположен ангар, где цветы перегоняют в конкрет (первичный экстракт), а затем в абсолют. Медлить нельзя: как только цветы начинают увядать, они становятся непригодными.

У цветов, как и у винограда, бывают удачные и неудачные годы. Несмотря на большое количество приборов, используемых для аналитического контроля сырья, только тренированный «нос» может определить, не повлияли ли на тонкий аромат осадки, засуха или жара. Последняя проверка качества духов всегда обонятельная. Chanel — один из немногих Домов, имеющих штатного парфюмера.

Под счастливой звездой

Монро «надевала» Chanel № 5 не только на ночь,
но и перед выходом на сцену

Chanel № 5 считается самым продаваемым парфюмом в мире: каждые 30 секунд кто-то покупает флакончик. Жак Польж объясняет успех тем, что аромат лучше всего символизирует женственность: «Формула духов не менялась с 1921 года, но креативные рекламные кампании со звездами помогают вызвать интерес к легендарному аромату у молодой аудитории».

Кстати, лучшая реклама Дому Chanel была сделана 60 лет назад, причем бесплатно. В 1954 году Мэрилин Монро на вопрос журналиста о том, что она любит надевать на ночь, ответила, желая эпатировать публику: «Лишь пять капель Chanel № 5». Еще одна, казалось бы, случайность — шутка, прозвучавшая из уст популярной актрисы, — и аромат молниеносно приобрел статус желанного: сегодня редкая женщина не мечтает иметь флакончик на своем туалетном столике.

Ист.