Сложно точно сказать, кто привнес в мировую копилку стилей искусство украшать творения архитектуры различным декором. Греческие скульптуры по праву считаются разновидностью малых архитектурных форм, и следует в целом сказать, что стремления привнести нечто красочное в окружающий мир присущи людям с самых древних времен.

Четкая систематизация стала вырисовываться в средних веках. Здесь стоило бы начать с Людовика XIV и его придворного архитектора Ленорта. Упражняясь в художественных умениях, последний стал выстраивать малые архитектурные формы в саду своего господина таким образом, что результирующая композиция начинала смотреться, как единое целое. Невероятные, геометрически совершенные ряды украшений создавали потрясающий и упорядоченный вид. Такой стиль немедленно был назван регулярным.

Извечные противники французов, англичане, не очень долго думали над этими изощренными произведениями творческого гения в стиле барокко и создали в XVIII веке полную противоположность строгой упорядоченности. Постулируя идею, что настоящее искусство должно неразрывно связываться с природой, быть неотличимым от нее. Эта неброская манера применения малых архитектурных форм получила название пейзажной.

Несмотря на то что прошло уже несколько столетий с тех пор, как вошли в архитектуру указанные правила формирования эстетичного ландшафта, схожие приемы используются и по сей день. Как при оформлении муниципальных парков, так и в частном домостроении.

Малые архитектурные формы и их роль в дизайнерском искусстве

По назначению парки принято делить на:

  • монофункциональные – территория, предназначенная сугубо для одной цели (прогулочные, мемориальные, детские);
  • полифункциональные – типичным примером являются городские скверы.

В зависимости от избранной задумки дизайнер может пользоваться различными методами для достижения своей цели – придания эстетичности украшаемому объекту.

Малые архитектурные формы служат одним из средств декорирования объектов и образуют своим многообразием две плеяды:

  •  утилитарные;
  • художественные.

Легко догадаться из названия, что первые помимо декоративной функции несут и некую полезную нагрузку, к таким предметам относятся скамьи, урны, светильники, беседки, вазы.

Что касается второй группы, то их назначение – радовать глаз зрителя. Внешне подобные элементы могут имитировать несение какой-либо пользы, но на самом деле единственный реальный смысл в декоративности. Примерами могут служить скульптуры, ротонды, фонтаны, трельяжи и перголы.

Использование декора позволяет придать любой характер ландшафту. Это могут быть:

  • торжественность;
  • пышность;
  • естественность;
  • подражание хорошо узнаваемому национальному стилю;
  • эстетичность.

 К утилитарным малым архитектурным формам относят и садовую стилизованную мебель. Например, рубленые табуретки, скамейки и столы.

Иллюстрации подобраны нами. VA

Ист.