Анна Гуменная

Микеланджело Буонарроти (1475-1564)

6 марта – день рождения одного из крупнейших мастеров эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти. Великий итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт и мыслитель, признанный гением еще при жизни, брался за самые сложные проекты, сам принимал участие в добыче мрамора и позволял себе спорить с главой католической церкви

В этом году исполняется 540 лет со дня рождения одного из величайших мастеров в истории человечества – Микеланджело Буонарроти. Дата не самая круглая, тем не менее это хороший повод еще раз вспомнить Титана Возрождения и его гениальные произведения, которые на протяжении нескольких столетий являются примером и неисчерпаемым источником вдохновения для последующих поколений художников, скульпторов и архитекторов.

«Послать на землю гения, способного во всех решительно искусствах и в любом мастерстве показать одним своим творчеством, каким совершенным может быть искусство», – писал о Микеланджело его друг Джорджо Вазари, художник и первый историк искусства. Гениальность мастера была очевидной даже для его современников. Но в представлении людей XVI века гений – это сверхъестественная сила, ангельская либо демоническая, воздействующая на человеческую душу. Произведения мастера действительно обладают ею, и с этим согласится всякий, кто хотя бы раз наблюдал хотя бы одно из них.

Микеланджело родился 6 марта 1475 года в семье обедневшего флорентийского дворянина Лодовико Буонарроти. В 13 лет отец отдал мальчика в мастерскую художника Доменико Гирландайо, но там он долго не задержался. Через год юное дарование замечает Лоренцо Великолепный, правитель Флоренции и один из представителей знаменитого семейства Медичи, которое активно покровительствовало науке и искусству. В результате следующие два года Микеланджело провел в садах Медичи, в художественной школе, основанной Лоренцо. Юноша настолько успешно освоил мастерство скульптора, что его копии античных статуй невозможно было отличить от оригиналов. Однажды он повторил в мраморе античную голову Фавна. Увидев ее, Лоренцо Великолепный, выделявший Микеланджело среди других учеников своей школы, в шутку заметил, что «у стариков не все зубы бывают целы», об этом следовало знать. Юный мастер воспринял слова своего покровителя всерьез и выбил Фавну зуб. Лоренцо эта история очень позабавила, и он даже рассказывал о ней друзьям.

В 24 года Микеланджело создает один из своих шедевров – Пьету, так в иконографии называется сюжет оплакивая Богоматерью тела Христа. Скульптурная композиция находится в одной из капелл собора Святого Петра в Ватикане. Она закрыта пуленепробиваемым стеклом, что для римских памятников скорее исключение, чем правило – многие великие произведения находятся там просто в церквях, а некоторые даже на улице, как, например, фонтаны Бернини или мраморные фасады церквей. Пьету закрыли после того, как в 1972 году она подверглась нападению вандала, вообразившего себя Христом. В связи с этим печальным эпизодом, понимание гениальности как сверхъестественной силы, воздействующей на душу, выглядит вполне актуальным. Пьета Микеланджело поражает не только совершенством композиционного решения, безупречной красотой форм, великолепной обработкой мрамора; об эстетике здесь можно говорить бесконечно долго. Вазари считал, что в ней «вся сила и мощь искусства». Помимо этого Пьета обладает особой, необъяснимой аурой, она будто светится изнутри.

Пьета. 1498—1501. Базилика собора святого Петра, Ватикан.

Отчасти такой эффект объясняется выбором материала. Микеланджело сам принимал участие в добыче мрамора для своих произведений, он много времени проводил на каменоломнях Каррары и тщательно осматривал каждую заготовку. Но самую знаменитую свою скульптуру – Давида мастер высек из испорченной его коллегой, а затем заброшенной на несколько десятилетий глыбы, за которую никто не хотел браться. Для 26-летнего скульптора это стало вызовом. Считая материал непригодным, владельцы отдали его в распоряжение Микеланджело. В результате дефектный каменный блок превратился в идеальную человеческую фигуру, являющуюся также прекрасным примером психологического искусства. Скульптор наделяет образ максимальной энергией, изображая Давида перед битвой с Голиафом, в момент концентрации всех сил. Резкий поворот головы, сосредоточенный и устремленный вдаль взгляд, праща на плече, камень в руке… Герой только готовится к битве, но уже очевидно, что он выйдет из нее победителем.

Давид

В 1508 году папа Юлий II поручает Микеланджело расписать фресками потолок Сикстинской капеллы. Считая себя в первую очередь скульптором, мастер неохотно берется за этот заказ. Следующие четыре года он проводит в мучениях: лежа на высоте 18-ти метров с постоянно запрокинутой головой, при этом краска стекает ему в глаза. Кроме того, Юлий II постоянно пытался проникнуть в капеллу и проверить, как идет работа. Однажды ему это удалось, но мастер, не терпевший подобных вмешательств, стал бросать сверху доски. Разгневанный папа был вынужден удалиться. В таких невероятно тяжелых условиях гений Микеланджело в одиночку расписывает более 600 кв. метров свода и создает самое грандиозное свое творение, по праву считающееся одним из величайших мировых шедевров. С помощью выполненных живописью элементов архитектуры художник делит потолок на несколько частей. Среднюю занимают девять сцен библейской легенды о сотворении мира и жизни первых людей; по углам каждой композиции расположены обнаженные юноши. На боковых сторонах свода изображены пророки и сивиллы. В остальных частях – отдельные библейские эпизоды. Произведение это очень сложно смотреть, и не только потому что оно находится на потолке, но и за счет разнообразия ракурсов фигур, число которых достигает нескольких сотен. Возможно, это своего рода вызов, брошенный зрителю и, конечно, заказчику. Известно, что мастер изменил предписанную ему программу, которая изначально не предполагала такой тематической сложности и обилия персонажей.

Двадцать лет спустя Микеланджело возвращается в Сикстинскую капеллу. На алтарной стене, во всю ее величину он пишет фреску «Страшный суд». Эта работа значительно отличается от предыдущей – персонажи утратили красоту, их позы и жесты дисгармоничны, мускулы гипертрофированы. Микеланджело задумывает композицию как массу фигур, вращающихся вокруг Христа, изображенного вопреки традиции молодым и безбородым. Здесь нет привычного разделения на праведников и грешников, персонажи собраны в одном пространстве. Мощная обнаженная фигура Христа решительным жестом посылает всех в единый водоворот. Богоматерь, находящаяся рядом с ним, отворачивается от людей – она больше не заступница. Фреска не несет в себе жизнеутверждающей идеи – она воспринимается как образ трагической катастрофы, воплощение крушения мира. Считается, что «Страшный суд» – это отражение духовного кризиса самого мастера; он подводит итог всему предыдущему творчеству и определяет направление будущего.

Многие церковные деятели сочли фреску Микеланджело недопустимой из-за множества обнаженных тел. Тогда папа решил привести ее в порядок и распорядился «прикрыть непристойности». Узнав об этом, мастер ответил: «Скажите папе, что это – дело маленькое и удалить его легко, пусть он мир приведет в пристойный вид, а картины привести в него можно очень быстро».

Тем не менее Микеланджело получил еще несколько крупных заказов от Ватикана, а в 1546 году мастер, разменявший восьмой десяток, был назначен главным архитектором собора Святого Петра. Но этот проект он закончить не успел…

Микеланджело никогда не был женат, детей у него тоже не было. Когда один его приятель, священник, выразил сожаление по этому поводу, мастер ответил ему: «И без женщин достаточно терзаний доставило мне искусство, детьми моими будут произведения, которые я оставлю после себя».

Ист.