ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ

 

ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ – система караванных торговых путей, соединявших со II в. до н.э. до XV в. страны Евразии – от Западной Европы до Китая.

Термин «Великий шелковый путь» (Great silk road) вошел в историческую науку в конце XIX в., после публикации в 1877г. немецким историком К.Рихтгофеном книги Китай. Этот караванный торговый путь был самым протяженным (более 7 тыс. км) в докапиталистическую эпоху. Он играл роль связующего звена между странами разных цивилизаций и социально-экономических систем.

ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ

 Единая трансевразийская система караванных коммуникаций сложилась по современным данным археологии в конце II в. до н.э., отдельные ее сегменты возникли гораздо раньше. Так с III тыс. до н.э. функционировал «лазуритовый путь» (по исследованиям А.А. Тюнява «лазуритовый» путь, действовал 7 – 6 тысяч лет назад), по которому полудрагоценный камень лазурит перевозился из предгорий Памира (из района Бадахшан на территории современного Таджикистана) на очень дальние расстояния на запад и на юг, до стран Ближнего Междуречья (Ур, Лагаш) и Индии (Хараппа, Мохенджо-Даро). С конца II тыс. до н.э. начал работать «нефритовый путь» – торговля самоцветами  по восточному маршруту, в обмен на шелк из Китая.

В формировании нефритового пути необходимо отметить значительную роль, которую сыграли русичи. В эпоху поздней бронзы, на рубеже II-го и I-го тыс. до н.э. они продвинулись до Забайкалья, Восточной Монголии и Ордоса (Центральная Азия, к югу от него проходит Великая Китайская стена), сформировав «нефритовый» путь. Он протянулся из Зауралья (добыча; другой центр добычи  – Бадахшан, Северный Афганистан), через южное Прибайкалье, через Омск, на Пермь, далее – на Вологду, Иваново, Ярославль и на Москву. Одним своим крылом «нефритовый» путь и доходил до района Куньлунь на территории Китая.

В середине I тыс. до н.э. эти две караванные трассы начали сливаться: бадахшанский лазурит попадает в Китай, а в Персии и в долине Инда получают распространение одежды из китайского шелка. Однако торговля шла через длинную цепочку посредников, так что китайцы и народы Средиземноморья не имели представлений о существовании друг друга.

Судя по последним археологическим находкам, появление шёлковых тканей в Европе и на Русской равнине опередило представления древних греков о китайцах. В западных землях скифов шёлковые ткани появляются с средины 1-го тыс. до н. э.: в Баварии (VI – V вв. до н.э.); в Македонии (первая половина IV в. до н.э.); Кёльн (IV в. до н.э.). И в районе расселения семитов-греков – районе Афин (V в. до н.э.) На востоке – «в скифских курганах Алтая VI – V вв. до н.э. встречаются китайские и индийские шелка».

Специалисты относят к этому времени Северный Шёлковый путь. Он начинался в западных землях скифов-русов и в Северном Причерноморье. Далее шёл через Дон, достигал Воронежских земель, далее через Нижнее и Среднее Поволжье, огибал Каспий с северной стороны, через Южное Приуралье и Среднюю Азию заканчивался в восточных землях скифов. Северный шёлковый путь проходил по наиболее густо населённым местам Древней Руси. Специалист в этой области Е.И. Лубо-Лесниченко делает вывод, что на раннем этапе связей Востока с Западом северный путь имел более важное значение, чем южный. Активное его функционирование относится уже к I-му в. до н.э.

Карта путешествия Чжан Цяня (138-126) гг. до н.э.

В формировании Великого шелкового пути как сквозной трансевразийской магистрали решающую роль сыграл древнекитайский чиновник Чжан Цянь (200-114)гг. до н.э. В 138г. до н.э. он отправился с опасной дипломатической миссией к кочевникам из племени юэчжей, чтобы убедить их стать союзниками китайской империи Хань в борьбе с кочевниками сюнну, нападавшими на империю с севера. Чжан Цянь стал первым китайцем, который побывал в Средней Азии – в Согдиане и Бактрии (на территориях современного Узбекистана, Таджикистана и Афганистана). Там он узнал, каким огромным спросом пользуются китайские товары, и увидел много вещей, о которых китайцы не имели представления. Вернувшись в Китай в 126г. до н.э., он представил императору доклад о выгодах прямой торговли между Китаем и государствами Средней Азии. Из более чем ста выехавших с Цянем вернулись двое: он и его слуга Танъи (не считая новой семьи Цяня). Исторические сведения о народах, населявших Среднюю Азию во II веке до н. э., изложены Сыма Цянем (потомственный историограф династии Хань) в тексте «Ши цзи» («Исторические записки»).

Хотя Чжан Цянь не смог добиться от контролировавших Бактрию юэчжей военной помощи в борьбе с сюнну, однако собранные им сведения были признаны исключительно важными. Историческое значение путешествий Чжан Цяня трудно переоценить. Ему удалось собрать сведения о Парфии и Индии, установить дипломатические связи между Китаем и эллинистическими государствами Азии. Благодаря его путешествиям в Китай были принесены виноград и люцерна, а со временем наладилась торговля по Великому шёлковому пути. В 123–119 г.г. до н.э. китайские войска самостоятельно нанесли поражение сюнну, обезопасив путь из Китая на запад. Именно с конца II в. до н.э. можно говорить о функционировании Великого шелкового пути как сквозного маршрута, соединившего все великие цивилизации Старого Света – Китай, Индию, Ближний Восток и Европу. Эта огромная система караванных путей просуществовала более полутора тысяч лет – много дольше, чем другие дальние сухопутные торговые пути (как, например, путь «из варяг в греки»).

Маршруты Шелкового пути менялись, однако можно выделить две основные трассы, соединявшие Восток и Запад:

– южная дорога – от севера Китая через Среднюю Азию на Ближний Восток и Северную Индию;

– северная дорога – от севера Китая через Памир и Приаралье к Нижней Волге и к бассейну Черного моря.

Между южной и северной дорогой было несколько соединяющих и промежуточных маршрутов. С течением времени сеть коммуникаций становилась все более густой, включала все больше ответвлений. Основные маршруты сдвигались то на северную, то на южную дорогу.

Факторы эволюции Великого шелкового пути

Развитие Шелкового пути зависело как от экономических, так и от политических факторов.

В товарообмене между Востоком и Западом товары шли в основном с востока на запад. Покупательская способность европейцев была нестабильной. В Римской империи периода ее расцвета шелковые ткани и другие восточные товары пользовались огромным спросом. Упадок античного общества и натурализация хозяйства стран Западной Европы привели к тому, что товары с Востока стали доходить, как правило, только до Византии.

Образец шелка династии Хань

Лишь в период зрелого феодализма, с II в., в Западной Европе снова стали активно покупать восточные товары. Поскольку на Великом шелковом пути потребителями товаров были также страны Ближнего Востока и Индии, этот путь не замирал даже в раннее средневековье. После арабских завоеваний восточные товары стали потреблять на всем южном Средиземноморье, вплоть до Испании.

Развитие Великого шелкового пути сильно зависело от геополитического противоборства разных стран за контроль над караванными путями.

Для его успешного функционирования была необходима политическая стабильность на всем протяжении пути, от восточного Средиземноморья до Китая. Этого можно было добиться двояко – либо созданием огромной империи, контролирующей все важнейшие евразийские караванные пути, либо «разделом мира» между крупными региональными державами, способными обеспечить безопасность торговли. Взимание пошлин с купеческих караванов давало высокий доход правителям государств Азии, по которым пролегали караванные маршруты. Поэтому они стремились, с одной стороны, обеспечить купцам безопасность, а, с другой, завоевать контроль над как можно большим участком пути. Междоусобные войны и упадок центральной власти приводили к разорению городов, узловых пунктов на торговых путях, и грабежу караванов. Это вело к разрушению отдельных участков или даже всего Великого шелкового пути.

Монгольская империя (Чингисхана) с 1206 до распада в 1294

В истории этого пути были три кратковременных периода, когда он почти полностью контролировался одним государством: Тюркским каганатом в последней трети VI в., империей Чингисхана во второй четверти XIII в. и империей Тимура (Тамерлана) в последней трети XIV в. Однако из-за высокой протяженности путей объединить их под единым контролем было чрезвычайно трудно. Чаще наблюдался «раздел мира» между несколькими крупными странами.

До III в. н.э. почти вся Евразия контролировалась четырьмя региональными империями – Римской (Средиземноморье), Парфянской (Ближний Восток), Кушанской (Индия, Афганистан, Средняя Азия) и Ханьской (Китай). Хотя между ними шла борьба за контроль над ключевыми пунктами торговых путей (например, за Армению между римлянами и парфянами), в целом этому «квартету империй» удавалось обеспечить стабильность караванных маршрутов. Затем эта система рухнула: от Римской империи осталась только Византия, Парфянскую империю сменило государство Сасанидов, Кушанская и Ханьская империя распались на многие враждующие друг с другом государства. Период ухудшения функционирования Великого шелкового пути продлился до VI в., когда в Евразии снова начали формироваться сильные региональные державы.

Воспользовавшись временным ослаблением земледельческих цивилизаций, разные участки Шелкового пути несколько веков контролировали различные кочевые племена (гунны, авары, огузы и др.). Во второй половине VI в. самое сильное из них, племя тюрков, попыталось захватить весь Шелковый путь. В 570–600 г.г. Тюркский каганат объединил территорию Средней Азии и всех евразийских степей, от Причерноморья до Северного Китая. В результате тюркской экспансии ведущую роль в торговле стали играть согдийские купцы. Однако этот период централизации оказался коротким. На обломках распавшегося Тюркского каганата образовался ряд кочевых государств (Хазарский каганат, Западно-тюркский каганат, Восточно-тюркский каганат, Уйгурский каганат и др.), контролировавших лишь локальные сегменты пути.

На протяжении следующих примерно полутора столетий первенствующую роль в контроле над центральноазиатскими трассами Великого шелкового пути играла китайская империя Тан. Ведя с переменным успехом войны с кочевыми племенами, китайцы поставили под свой контроль почти всю Среднюю Азию, до Самарканда и Бухары. Этот период (VII – первая половина VIII вв.) многие называют периодом наивысшего расцвета трансевразийской торговли.

Территория Китая при династии Тан (жёлтым). Сфера влияния Китая (темно-желтый).

На начальном этапе развития Шелкового Пути китайцы получили из Центральной Азии высоко ценимых коней, а также семена люцерны и культуру винограда. Античный мир с древних времен культивировал  виноградную лозу и производил вина. Для китайцев, прежде отделенных от других цивилизаций, виноград был новинкой. Более того, китайские посланники были крайне удивлены, что вино можно делать не из риса, а вот из таких неизвестных им ягод. Позже китайцы освоили за счет караванной торговли еще несколько сельскохозяйственных культур – фасоль, лук, огурцы, морковь, гранат, грецкий орех, инжир и др. Из Центральной Азии и Восточного Средиземноморья в Китай поступали разнообразные шерстяные изделия – ковры, завесы, покрывала, паласы. Они произвели огромное впечатление на китайцев, незнакомых с техников обработки шерсти, льна, ковровым производством и паласным плетением. Высоко ценились в Древнем Китае парфянские гобеленовые ткани и ковры.
Из Центральной Азии вывозились верблюды, весьма ценимые в Китае, военное снаряжение, золото и серебро, полудрагоценные камни и изделия из стекла. Особенно ценилось своим высоким качеством самаркандское стекло. Оно рассматривалось как предмет роскоши. А также кожа и шерсть, хлопчатобумажные ткани, золотошвейные тканы, экзотические фрукты – арбузы, дыни и персики, курдючные овцы и охотничьи собаки, леопарды и львы.

Шелк, шелковая и золотая парча, хлопчатобумажная ткань, шерсть, рис, сушеные фрукты, керамика, фаянс, фарфор,  шерстяные ткани, ковры, украшения, лазурит, художественный металл, украшения, драгоценные камни, сандаловое дерево, жемчуг, платки, войлок, великолепная бирюза из Нишапура, ароматические вещества, гранаты, виноград, фисташки и миндаль,  сталь, изготавливаемая в Герате, хорасанское золото и серебро, рубины и ляпис-лазурь,  породистые  скакуны,  меха, чай, китайская бумага, индийские  пряности и благовония – вот далеко не полный список товаров, перевозимых по Великому Шелковому пути.

На всем протяжении пути происходили важнейшие этнические процессы, активное взаимодействие культур, осуществлялись масштабные торговые операции, заключались дипломатические договоры и военные союзы. Народам этих регионов принадлежит выдающаяся роль в распространении буквенного письма и мировых религий, многих культурных и технических достижений.

С XVI в. Шелковый путь прекратил свое существование, так как торгово-дипломатические связи Средней Азии и Китая начали заметно ослабевать. Причинами тому явились открытие морских путей, усиление межфеодальных войн, обострение политических отношений между государствами Шейбанидов и Средней Азии и Сефевидов в Иране, межцоусобицы в Семиречье. Почти все средневековые города были разрушены.

Возрождение Великого Шелкового пути

В начале третьего тысячелетия человечество столкнулось с необходимостью искать новые пути сотрудничества или восстанавливать забытые, занесенные песками веков. Всеобъемлющее, комплексное изучение и восстановление Великого Шелкового пути, как «пути диалога», вполне соответствует такой необходимости. Великий Шелковый путь на протяжении многих столетий служил сближению различных народов, обмену идеями и знаниями, взаимному обогащению языков и культур. Конечно, и в те далекие времена случались политические конфликты, вспыхивали войны, но Шелковый путь неизменно возрождался. Неистребимая тяга к обогащению, к разумной выгоде и более высокому благосостоянию постоянно брала верх над политической и религиозной конфронтацией.

В 1988 г. международная организация ЮНЕСКО объявила о начале десятилетнего проекта, названного «Интегральное изучение Шелкового пути – пути диалога». Проект предусматривал широкое и всеобъемлющее изучение истории цивилизаций, установление тесных культурных контактов между Востоком и Западом, улучшение взаимоотношений между многочисленными народами, населяющими Евразийский континент.

В ходе реализации проекта были проведены десятки научных конференций и семинаров, созданы кинофильмы, опубликованы книги, брошюры и статьи, отреставрированы некоторые археологические и архитектурные памятники. Среди публикаций можно назвать такие книги, широко доступные для читателей, как “Шелковый путь – общее наследие, различные особенности”, “Исследование суши”, “Исследование моря”, “Культуры и цивилизации”, “Изобретение и торговля”. Фактологической и информационной основой всей этой деятельности стали масштабные международные научные экспедиции по Великому шелковому пути.

Проект ЮНЕСКО “Интегральное изучение Шелкового пути – пути диалога” оказался настолько результативным и имел такой большой резонанс, что его решено было продлить. С этой инициативой выступили Международная консультативная комиссия Шелкового пути и многие государства, в том числе независимые республики Центральной Азии. Программа была продолжена в рамках нового проекта ЮНЕСКО “Восточно-западные межкультурные отношения в Центральной Азии”, принятого на 29-й сессии Генеральной Конференции ЮНЕСКО осенью 1997 года. Ее реализация отмечена многогранной деятельностью. Среди направлений исследований – изучение языков и манускриптов Шелкового пути, изучение и сохранение караван-сараев и почтовой системы, собрание и изучение петроглифов Центральной Азии и многое другое.

Для дальнейшего раскрытия взаимосвязи культур и цивилизаций была создана сеть научных институтов. В их числе – Центр исследований Морского Шелкового пути (Фу Чжоу, Китай), Научно-информационный центр исследований Шелкового пути (Нара, Япония), Национальный центр искуссства Индиры Ганди (Нью-Дели, Индия), Международный институт Центральноазиатских исследований (Самарканд, Узбекистан).

В 2014г. часть древнего Шелкового пути были включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Такое решение было принято на заседании Комитета всемирного наследия ООН по вопросам образования, науки и культуры в Дохе, столице арабского государства Катар. Заявка на внесение в список всемирного наследия части Шелкового пути была совместно подана Китаем, Казахстаном и Кыргызстаном.

В 2014г. в рамках проекта «Зеленый Шелковый путь» активисты посадят 1,3 млрд деревьев вдоль исторического Великого Шелкового пути для борьбы с опустыниванием.  Проект рассчитан на 10 лет, в течение которых планируется высадить около 1,3 млрд деревьев на всем протяжении Шелкового пути в целях восстановления 130 тыс. гектаров пустынных земель. По прогнозам экспертов, это поможет «реабилитировать» земли в экологически уязвимых регионах и в значительной степени снизить объемы углекислого газа.

15 июня 2014г. в Китае было подписано соглашение о возрождении Великого Шелкового Пути. Соглашение подписали 19 городов Китая и других государств, через которые ранее пролегала торговая дорога. Шелковый Путь официально возрождается как туристический маршрут. Новый Шелковый Путь будет пролегать через китайские провинции Нинся, Шэньси, Цинхай, Ганьсу, Синьцзян, через Внутреннюю Монголию, и Тайвань, а также – через Украину, Беларусь, Кипр, Кыргызстан и Бахрейн, Казахстан и Саудовскую Аравию,  Непал и Малайзию. В 2014г. году в городах нового Шелкового Пути прошли туристические выставки и форумы.

Параллельно с туристическим направлением Великого Шелкового Пути, а точнее – опережая его – развивается экономическое направление, точнее – «экономический пояс». Его развитие началось в 2013г. по инициативе председателя КНР Си Цзиньпина.  Один из стратегических смыслов проекта – транспортно-логистический. Что очень соответствует исторической традиции. Китай планирует организовать удобный и дешевый транспортный коридор, который связывал бы Азию и Европу. Ожидается, что успех этого проекта сильно повлияет на стоимость доставки грузов из Китая и других стран азиатского региона в сторону удешевления, а также упростит и ускорит саму процедуру доставки и растаможивания товаров.

Транспортные коридоры нового Шёлкового пути

Новый Шелковый путь не будет повторять и ограничиваться рамками древней караванной дороги. Времена наступили иные, и масштабы мероприятия несколько увеличились. В рамках этого проекта планируется развитие новых транспортных путей, в том числе – в совершенно неожиданных точках земного шара. Так, Россия и Китай ведут переговоры по проекту, предусматривающему совместное освоение Северного Ледовитого океана. А второй проект – перевозка грузов по желейной дороге из Китая через Казахстан, Оренбург, Казань, в Москву и Санкт-Петербург. Планируется, что вдоль этого маршрута образуется зона ускоренного экономического развития, так как будут перестроены транспортные пути, и получат толчок к развитию промышленность. Новый проект обеспечит новые каналы перевозки и сбыта товаров. Экономике вышеуказанных регионов России от этого проекта планируется прямая выгода.

Сады шелкового пути

День Средней Азии

В духе возрождения Шёлкового пути с 05 по 14 июня 2015 года в рамках фестиваля “Императорские сады России” была проведена выставка-конкурс «Сады шелкового пути». На конкурс свои проекты представили на темы садового искусства тех стран, через которые в древности шел шелковый путь из Китая, через Индию, Японию, Корею, нынешний Казахстан, Туркменистан, Азербайджан, Грузию, Иран, Турцию, через восточные российские территории в Европу – Италию,  Францию, Германию. Великий Шелковый Путь по праву считается одним из замечательных достижений древних цивилизаций. Впервые в истории человечества на гигантских просторах от Средиземноморья до Тихого океана он соединил различные страны и народы, связал их материальную, художественную и духовную культуры. Многие века по этому пути осуществлялся обмен идеями, технологиями, ремеслами, а так же семенам и растениями. Народы многих стран сегодня стремятся изучить корни своей истории, понять истоки духовности, своей национальной причастности к мировой культуре.

Один из столиков экспозиции Ирана

И потому совсем не случайно  в последние годы наблюдается усиление научного и общественного интереса к Великому Шелковому Пути, идее его возрождения как важнейшего канала взаимодействия культурных, экономических, туристических связей.
Великий Шелковый Путь представляет уникальную культурную ценность для человечества. Поэтому ЮНЕСКО уделяет особое внимание не только изучению, но и сохранению бесценного наследия, оставленного нам древними народами.
На фестивале были представлены не только ландшафтные проекты, где шелк шатров  соперничал с шелком лепестков цветов. Десять дней фестиваля представляли культурную программу тех стран, через которые шел Великий шелковый путь. Каждый день фестиваля был посвящён одной из стран, это были: Япония, Китай, Республика Корея, Иран, Индия, Пакистан, Средняя Азия, Россия, народы Кавказа и последней была Италия.  Гостей  ждали чайные церемонии, кухня разных стран, мастер-классы по созданию икебаны, других восточных искусств, фольклорные ансамбли, народные детские игры, прекрасные сувениры из разных стран и чудесное путешествие по Шелковому пути на фестивале «Императорские сады России»!

Часть 1