VIII Международный фестиваль «Сады шелкового пути»

«Россия есть вселенная и никто ей не нужен»
Екатерина Великая

8. Великий Путь к единению

Группа компаний «XУA ЖЭHb»

Великий Шелковый путь стал символом незыблемой связи между народами Востока и Запада, между Азией и Европой. Порожденный торговыми караванами, он обеспечил активное культурное взаимодействие, стал вдохновением для творческой мысли в разных концах света, оброс тысячью сакральных смыслов и философских метафор.

Наша композиция отражает единение разных стран и природных зон, которые преодолевали многочисленные последователи Великого шелкового пути. Их караваны, вместе с яркими и завораживающими дарами Востока и Запада, на протяжении многих столетий несли великую гуманитарную миссию – объединения и общения народов мира. Их современным последователям мы хотели бы посвятить эту композицию.

Группа компаний «ХУА ЖЭНЬ»   работает в Санкт-Петербурге с 1993 года. Холдинг включает в себя 3 основных направления деятельности: строительство, инвестиционный бизнес и рестораны аутентичной китайской кухни. В 2009 года в структуре группы компаний создан Российско-китайский фонд культурного обмена, который регулярно организует мероприятия для популяризации традиций китайской культуры.
Участие холдинга в Международном Фестивале ландшафтного дизайна Русского музея «Императорские сады Шелкового пути» обусловлено несколькими причинами. Первая – желание представить именно китайский стиль и китайское видение заявленной темы в столь статусном мероприятии одного из крупнейших музейных комплексов России и Санкт-Петербурга.  Вторая – как строительная организация, возводящая жилые комплексы рядом с красивейшими петербургскими дворцовыми пригородами, компания уделяет большое значение их ландшафтному дизайну.

ФАРАФОНОВА ЕЛЕНА (компания DecorPlant)  – более 3 лет занимается ландшафтным оформлением строительных проектов холдинга «Хуа Жэнь». В работе придерживается правил эргономики и «фэншуй». Основной принцип: сад должен быть не только красивым, но и удобным – оптимальным в повседневном уходе.

Автор проекта – Елена Фарафонова.

ПРИЗ ЗА УСПЕШНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ КУЛЬТУР

     
     
   
 
   

Фото А. Краснова

Великий Путь к единению

9. Ковёр-самолет

Усадьба Марьино

Волшебное воплощение мечты человека o свободном полёте – образ ковра-самолёта – благодаря арабским сказкам, известен с древнейших времён и встречается у разных народов мира. Великий Шёлковый Путь, соединивший восточную и западную цивилизации, открыл обеим сторонам доступ к сокровищам не только материальной, но и духовной культуры, в том числе и в области мифотворчества.
Интерактивная садовая инсталляция «Ковёр-самолёт» воплощает собой идею, по сегодняшний день не теряющую своего поэтического содержания. Любой желающий может почувствовать себя путешественником, парящим на полотне, сотканном из множества цветов, совсем как те, что являются основным мотивом персидских ковров, искусство которых породило одну из самых популярных и волнующих легенд в мире.

 Примерно в часе езды от Петербурга, в деревне Андрианово вот уже два с лишним  века располагается старинная усадьба Марьино – родовое гнездо графов Строгановых и князей Голицыных. Это единственное из множества находившихся на этих землях дворянских поместий, которое сохранилось до наших дней.
Сегодня возрождающимися красотами имения могут любоваться и приезжающие гости усадьбы и местные жители – парк открыт для прогулок, во дворце проходят экскурсии и музыкальные вечера, часть апартаментов оборудована под комфортабельные гостиничные номера. Побывав однажды на ежегодных празднованиях и гуляниях (в усадьбе широко справляют Крещение, Масленицу, Пасху и, конечно же, день рождения самой усадьбы, приходящийся на конец сентября), Вы обязательно вернетесь в Марьино снова.
Усадьба Марьино уже в пятый раз принимает участие в фестивале «Императорские сады России». Проекты 2011 и 2012 годов отмечены специальными призами фестиваля, проект 2013 года “Сад Пиковой дамы” занял I место в своей номинации. А в 2014 году  композиция “Английских замков волшебство” получила ГРАН-ПРИ за верность историческим традициям.

Автор идеи проекта – Степанова Галина Георгиевна

I место в номинации ШОУ-САДЫ

     
 
   

Ковёр-самолет

10. Сад созерцания и вдохновения

   

Цветок и ваза

Вот цветок – и появляется ваза.
Вот ваза и выбирается цветок.
жди – необходимое друг другу
должно слиться воедино.

Цветок – творение Бога,
ваза – творение человека.
В этой встрече, именно в этой встрече
заключено всё.

Эта встреча кажется случайностью,
но она не случайна.
Случайность становится
необходимостью.

Мир Икэбаны – это мир встреч.

Софу Тесигахара

 Колледж строительной индустрии и городского хозяйства и Школа-студия «Петербургский стиль»

Ландшафтная композиция посвящена проф. Софу Тэсигахара* (1900-1979) великому японскому скульптору, философу и экспериментатору. Он считается
японским авангардистам. Газета «Таймс» назвала его «Пикассо цветов». Софу стал первым в создании масштабных инсталляций, которые он назвал
«скульптурная Икебана». В 1926 Тэсигахара создал школу «Согэцу» – Трава и Луна.

Авторы проекта, обыгрывают сочетание различных по своему построению композиций, темных и светлых пятен, цветовых контрастов, противостояние
вертикальных и горизонтальных форм. В центре, где ветки сосны изгибаясь, создают иллюзию течения, плывет рыба карп, и нa фоне восходящего солнца располагается повозка с цветами.

Зрителю предлагается окунуться в многозначный сюжет, полный символов, для воплощения которых, взят широкий спектр естественных и искусственных материалов в лучших традициях школы «Согэцу».

* Софу Тэсигахара родился в 1900 году в Токио, в семье Вафу Тэсигахара — известного преподавателя школы икэбаны Икэнобо. Начал изучать искусство икэбаны под руководством отца. В 1926 году в возрасте 25 лет основал свою школу икэбаны Согэцу. Считал, что икэбана — это прежде всего искусство. Основное отличие его школы от других — в убеждённость в том, что аранжировщик цветов не должен слепо копировать канонизированные классические образцы икэбаны, а прежде всего должен стремиться к свободному творческому самовыражению с использованием различных материалов, а не только цветов. В 1930 году провёл свою первую персональную выставку в Токио. В период с 1950 по 1970 годы занимался различными выставками и демонстрациями в Европе и Соединенных Штатах. Французское правительство наградило Тэсигахару орденом искусств и литературы в 1960 году и орденом Почётного легиона в 1961 году. В 1962 году он получил государственную японскую награду за достижения в области искусства. Помимо икэбаны, Тэсигахара занимался скульптурой, изобразительным искусством и каллиграфией. Его сын — знаменитый японский кинорежиссёр Хироси Тэсигахара.

Руководитель проекта: художник К.А.Петрова

Авторы проекта:  художник А. Манина, дизайнер М.Дмитриева

Творческая группа: П.Филиппов, Н. Федорова, преподаватели колледжа: В.Анпилогова, И.Тощакова, В.Шапиро, Н.Скрипникова, студенты  Д.Лисенко, Е.Дорошенко.

II место в номинации ШОУ-САДЫ

     
   

Фото
А.Лысикова

   
 
   
   
 

Сад созерцания и вдохновения

11. Сокровища двух морей

Мастерская Сени Веревкина

Знания, традиции, искусства и ремесла Великого шёлкового пути на протяжении столетий собирались в рундук культур и цивилизаций. Акцентом композиции автор делает старинный рундук, напоминая нам о бесценных и загадочных сокровищах, которые соединили два мира – восточный и западный.

Однако, наряду с культурным обменом, происходил и обмен торговый. Этот долгий путь и время расцвета Шёлкового пути олицетворяет море пустыни. Но рядом с ним – море настоящее. Оно символизирует развитие торгового мореплавания, которое в XV веке пришло на смену дальним сухопутным путям. Так корабли пустыни уступили место морским кораблям.

Эти два моря, наследие Шёлкового пути и торговые перспективы морского, объединяет площадка для базара. Базар, как место оживлённой торговли, музыки и танца не даёт угаснуть жизни прошлого и связывает ее с настоящим.

Директор и автор проекта:  Г.Т. Пастушенко реставратор по камню, ландшафтный дизайнер.

III место в номинации ШОУ-САДЫ

     
     

   
 
   
   

Фото А. Лысикова

Г.Т. Пастушенко. Сокровища двух морей

 

12. Заявленная композиция «ЦВЕТЫ ШЕЛКОВОГО ПУТИ» отсутствовала на фестивале.

13. Великий шелковый путь

Международная школа дизайна


Великий шелковый путь всегда вдохновлял художников, поэтов и музыкантов на создание величайших художественных произведений. В искусстве современного плаката эта тема открывается новым, неожиданным образом. Богатство орнамента, изысканность цветовых сочетаний, пряный аромат сладостей и специй Востока чрезвычайно интересно передать через изображение и типографику. Шелковый путь объединяет большое количество разнообразных культур, которые находят отклик в современном графическом дизайне.

Эскиз композиции “Великий шелковый путь”

Студенты Международной Школы Дизайна (Санкт-Петербург) представили свое видение Великого шелкового пути посредством современного визуального языка плаката.

I место в номинации «Лучший Арт-объект»

   
 
   

Великий шелковый путь

14. Великий шелковый путь. “Царские сны”.

Государственный Эрмитаж

СТУДИЯ А. и  В. БЕРМЯКОВЫХ (ЦУБАКИ)

Проект «ЦАРСКИЕ СНЫ»

Здесь, в Михайловском саду, на лестнице павильона K.И. Росси словно задержался на миг царственный образ Екатерины Великой, увлекая нас в атмосферу XVIII века – века Просвещения. Фантазии событий, как и мистика тронного места, покрытого слоем седеющего мха, порождает чувство скоротечности времени, а многократное отражение в зеркалах – эхо бесконечности событий.

Представляется, что Великая императрица – основательница Эрмитажа – связывает воедино прошлое и мечты о будущем, создает свою страну для диалога национальностей, как некогда Шелковый путь соединял страны востока и запада, способствовал взаимообмену и взаимообогащению культур. Объединяет Европу с Китаем, искусство и культура которого вызвали огромный интерес, породили особый стиль – шинуазри*.

Сегодня Эрмитаж продолжает замыслы своей великой основательницы, связывая отдаленные уголки России, другие страны и континенты, открывая филиалы, временные или постоянные, во множестве городов – от Казани до Лас-Вегаса, от Москвы до Амстердама, проводя выставки по всему миру и, напротив, приглашая к себе шедевры со всего света, ведет исследования и хранит находки археологических раскопок – в том числе и памятники Шелкового пути.

* Шинуазри (от фр. chinoiserie), дословно китайщина — использование мотивов и стилистических приёмов средневекового китайского искусства в европейской живописи, декоративно-прикладном искусстве, костюме, в оформлении садово-парковых ансамблей XVIII века. Шинуазри является стилевым направлением, получившем своё развитие как ветвь стиля рококо. Один из видов ориентализма, и, в более широком смысле, экзотизма.

Авторы проекта: Лукин Валерий Павлович – кандидат архитектуры, главный архитектор Государственного Эрмитажа, лауреат Государственной премии России, член Союза архитекторов

ГРАН-ПРИ за верность историческим традициям.

     
     

Фото Андрея Саженева

   
 
 

15. Скозь века и расстояния

KADRIORU PARK

Тонкие нити духовного единения опоясывают весь мир. Эти невидимые нити коснулись и Эстонии, где человеческий гений создает барочный космос – парк Кадриорг.

Мостки, по которым мы попадаем в сад – это цепь взаимообмена и взаимного обогащения. Это – дорога в вечность. Присядем на мостки, послушаем тишину, почувствуем хрупкость момента единения нашей души с Природой. Белая крошка – это барашки волн мирового Океана; камни – зеленые подушки, холмов и скалы покрытые лесом. Здесь ты осознаешь всё величие Природы.

Завоевать это пространство или разрушить?

И быстрее ветра оживает духовная связь с ними, давно жившими на земле, обогатившими нас своими знаниями и опытом. Мы поднимаем восхищенные глаза и наше сознание рисует нам Кадриорг – молодой и вечный.

Кадриорг

Кадриорг и парк вокруг него были построены русским царем Петром І, который для своей любимой жены Екатерины, решил построить дворец на ее родине, в Эстонии, в окрестностях Таллинна. По ее имени «в роще при Ревеле» и получил свое название — Екатериненталь, — которое в 1740-х годах превратилось в Кадриорг, что по-эстонски означает «долина Екатерины».

Для строительства дворцового комплекса был приглашен из Италии архитектор Николо Мичетти. В работе над украшением здания дворца принимали участие русские, итальянские и местные мастера. Главный зал дворца является одним из лучших образцов архитектуры в стиле барокко во всей Северной Европе. Зал имеет два этажа, все стены и потолки этого зала богато украшены лепниной и росписями.

Во время путешествий в нем останавливались все императоры России XIX века от Александра I до Николая II.

Вид на памятник «Русалке» из Кадриоргского парка

После революции 1917 года дворец был превращен в музей. В 2000 году после длительной реконструкции дворца здесь открылись двери Музея Зарубежного Искусства. Теперь здесь регулярно проводятся выставки, официальные приемы, театральные выступления, читаются лекции.

В парке Кадриорг можно видеть характерные для XVIII – XX веков приемы оформления парков.

Наиболее популярными местами прогулок в парке являются окрестности Лебединого пруда, украшенные цветочными клумбами, и променад, ведущий ко дворцу.

Автор проекта – Элле Пент

     
   

Фото А.Лысикова

   

Скозь века и расстояния

 

16. Поккури

Мастерская ”МатЧасть”

Кокэси (кокеши) – деревянная куколка, очаровательный сувенир, по одной из версий ставший прародителем русской матрешки. Поккури – интерпретация традиционных японских деревянных сандалий гэта – «скамеечки» на высокой танкетке. Поккури носили хангёку – ученицы гейш. Эту обувь, как и любую другую, необходимо снимать, прежде чем попытаться правильно усесться на плоскую подушку «дзабутон» перед низким столиком.

Немного цветущей сакуры и бамбук – последние подсказки о том, что это обычная японская трапеза, необычно воплощенная в самом обычном бетоне.

Автор проекта – Бельская Алёна

     
     
   

Поккури


Часть 1 Часть 3