Розовый павильон
1807 – арх. Воронихин А. Н.
Танцевальный зал
1814 – арх. Росси К., Гонзаго П. – пристроен

История строительства Павильона роз

Розовый павильон – это прекраснейший памятник русской культуры, возникший в начале XIX столетия. Ввиду своей изысканности, павильон стал одним из самых знаменитых сооружений Павловского парка. Будучи окруженным со всех сторон розариями, место назвали именно Павильоном роз. Первоначально здание являлось дачей Багратиона.

Но уже в 1812 году специально для императрицы Mapии Федоровны главный архитектор Павловска Андрей Воронихин перестраивает дачу в прекраснейший павильон на четырех колонных портиках, украшают которые живописные картины о играх амуров. Над главным фронтоном расположилась надпись на французском «Павильон роз».

Путешествие графа и графини Северных

Путешествие графа и графини Северных

Императрица была страстным любителем и знатоком цветов. Ей привозили особенные сорта роз для розария со всей Европы. Хозяйка павильона желала превратить его в Царство цветов. Весь интерьер павильона был выполнен с использованием живых цветов или их изображений. Стены были покрыты гирляндами цветов, купольный зал-ротонда пестрил многообразием цветов, на изысканной мебели повсеместно были накинуты нежные вышивки с изображением роз.

В 1814 году к цветочному павильону пристроили танцевальный зал, росписью которого занимался Д.Б.Скотти.

Танцевальный зал

Танцевальный зал

Стиль интерьера оставался прежним – цветочные гирлянды на плафонах, искусственные розы, образующие под куполом огромную розетку, 4-х ярусная люстра, украшенная зелеными листьями и многое другое. Такой декор отражает уникальный стиль русского декоративного искусства в начале XIX века.

 

Именно в Розовом павильоне состоялась торжественная встреча с победителем Наполеона и освободителем Европы – Александром I. Хвалебные гимны и кантаты в честь победителя, фейерверк и стрельба из пушек сделали это событие особенно праздничным и знаменательным. После смерти Марии Федоровны, павильон стал играть главенствующую роль в развитии русской культуры. И.Крылов, В.Жуковский, Н.Карамзин читали здесь свои литературные творения, начинающие талантливые музыканты проводили здесь тематические вечера. Постоянным гостем мероприятий был Д.Бортнянский, встречали здесь и М.Глинку.

 Современное время

К сожалению, жестокие военные годы уничтожали всё на своем пути. Так и Розовый павильон во время войны был разрушен. Воссоздание павильона было начато в конце 1970-х гг., по инициативе директора Павловского дворцово-паркового ансамбля Анны Ивановны Зеленовой, – бригадой реставраторов под руководством Леонида Александровича Любимова и закончено в 1996 г. Особую роль в восстановлении  интерьеров сыграл талантливый художник А. В. Трескин.
В настоящее время павильон открыт для посетителей. В нем проводятся литературные чтения, музыкальные вечера, фестивали и другие мероприятия.

Проведено некоторое редактирование текста. Иллюстративный материал дополнен нашими фотографиями  с фестиваля, произведено форматирование иллюстраций. Фотография описания «Путешествие графа и графини Северных» и некоторые другие фотографии (с индексом IMG, см. ниже) выполнены архитектором Аргутиной М.В. Все фотографии раскрываются.

Ист.

Приложение

Великий князь Павел Петрович (1782). Художник ?
Великая княгиня Мария Федоровна (1780). Худ. Левицкий Д.Г.

Организаторы и участники фестиваля попытались через флористические композиции и музыку передать гостям Павловского парка атмосферу исторического путешествия по разным городам Европы, совершенное в 1781-1782 гг. будущим императором Павлом Петровичем и его супругой императрицей Марией Федоровной, взятого за основу “Императорского букета”.

19 (30) сентября 1781 г. их императорские высочества выехали из Царского Села. По решению Екатерины II великокняжеская чета путешествовала инкогнито, под именем графа и графини Северных. Путь великокняжеской четы в Европу проходил через Псков, Полоцк, Могилёв, Чернигов, Киев, Вену, Риме, Флоренцию, Париж, Орлеан, Тур, Анжер, Брест, Голландию, Швейцарию, а затем в Монбельяр (на родину Марии Фёдоровны), где они прожили около месяца. Осенью они отправились домой через Штутгарт, Вену, Краков, Гродно, Митаву, Ригу и прибыли в Петербург 20 ноября (1 декабря) 1782 г.

В Италии великокняжеская чета начинает приобретать античную скульптуру, венецианские зеркала, а также делать заказы известным художникам – А.Кауфманн, П.Баттони, Я.Ф.Хаккерту. Специально для Павла Петровича выполняются уменьшенные мраморные копии знаменитой серии античных скульптур из коллекции Ватикана «Аполлон и музы». К этому добавляются подарки Пия VI и, особенно, короля Сардинии. Всё это вскоре войдет в убранство Павловского дворца.

Апогеем всего путешествия был Париж, где граф и графиня Северные провели целый месяц. Среди многочисленных развлечений и праздников гости посещали мастерские художников, знакомились с больницами, мануфактурами, государственными учреждениями. В Париже их застало известие о закладке большого каменного дворца в Павловске. Из Парижа владельцы Павловска привезли мебель, лионские шелка, бронзу, фарфор и роскошные подарки от Людовика XVI и Марии-Антуанетты: гобелены и уникальный Севрский туалетный прибор.

Эти приобретения сыграли значительную роль в создании ансамблей Павловска, Гатчины и Михайловского замка и в формировании императорских художественных коллекций.

Фестиваль «Императорский букет» 18-19 июля 2015. Розовый павильон

 

 
   
 
   
   
 
   
 Розовый павильон (Pavillion des roses). Фото Аргутиной М.В.  Розовый павильон (Pavillion des roses). Фото Аргутиной М.В.
 
   
 
   
 
   
 
   
 Розовый павильон (Pavillion des roses). Фото Аргутиной М.В.
   
 
 Розовый павильон (Pavillion des roses). Селфи Аргутиной М.В.  Розовый павильон (Pavillion des roses). Фото Аргутиной М.В.
   

Все фотографии наши. VA