Самая известная группа – знаки на упаковке.
     ЭКОМАРКИРОВКА — комплекс сведений экологического характера о продукции, процессе или услуге в виде текста, отдельных графических, цветовых символов (условных обозначений) и их комбинаций. Он наносится в зависимости от конкретных условий непосредственно на изделие, упаковку (тару), табличку, ярлык (бирку), этикетку или в сопроводительную документацию.
Экомаркировка информирует покупателей об экологических свойствах продукции и не только. Некоторые знаки приняты на международном и общенациональном уровнях, но встречаются и собственные знаки конкретных фирм.
Экологическая маркировка товаров - это добровольная система присуждения эмблемы для продукта, который является менее вредным для окружающей среды, чем другие подобные продукты. Экологическая марка сообщает потребителям о определенном товаре/услуге, в то время как сертификационные программы говорят об организации (или о ее части), которая произвела товар/услугу.
“Эко-ярлык” – это ярлык, который показывает общее экологическое преимущество товара или услуги в рамках определенной категории товаров/услуг, принимая во внимание их жизненный цикл. В отличие от “зеленых” эмблем, созданных производителями и поставщиками услуг, эко-ярлыки присуждаются беспристрастной третьей стороной тем товарам и услугам, которые являются лидерами в отношении соблюдения экологических критериев.

Почему они ставятся у товаров?

      Эко-ярлыки могут помочь поставщикам туристических услуг в определении насущных экологических проблем, ускорить реализацию экологически эффективных решений, и привести к использованию более эффективных путей для мониторинга и оценки того, насколько соблюдаются экологические обязательства. Наряду с тем, что эко-ярлыки способствуют продаже туристических продуктов, они так же указывают на те продуты, которые могут уменьшить использование энергии и воды, тем самым снижая затраты владельца. Эко-ярлыки могут играть непосредственную роль в объединении социально-экономических интересов с охраной окружающей среды.
      Так, например, поощрение использования местных продуктов благотворно повлияет на местную экономику и снизит потребность в транспорте. Эко-ярлыки также могут способствовать повышению экологической осведомленности среди регионального и местного населения, заодно подчеркивая важность туризма для окружения вообще.
 
Пример
Простая техника маркировки была представлена в туристических услугах на острове Хийумаа (Эстония) в 1996. Хийумаа- остров в Балтийском море, богатый разнообразной, красивой нетронутой природой и дружелюбными людьми. Не легко было установить какие-либо строгие правила и регулирующую деятельность, поэтому принцип ярлыка был основан на “самоконтроле” предпринимателя. Ярлык – это скорее информационный символ, а не “награда”. Hiiumaa Green Label (Хийумаа Зеленый Ярлык) отмечает те организации, предоставляющие жилье и обслуживание, управление которыми происходит в устойчивой манере, то есть делается все возможное, чтобы не усиливать негативное влияние на привлекательную природу Хийумаа.
Организации, предоставляющие жилье и обслуживание, обязуются:
1. Использовать часть отходов как компост или корм для животных, отделять те отходы, которые можно повторно использовать (макулатура), или опасные отходы (старые гальванические элементы).
2. Сводить к минимуму производство отходов, не используя бесполезные полиэтиленовые и маленькие упаковки.
3. Экономно использовать воду и просить гостей делать так же.
4. Экономно использовать электричество и просить гостей делать так же.
5. Использовать безопасные чистящие вещества.
6. Использовать местные (Hiiumaa) и эстонские продукты.
7. Быть способным давать информацию о природных ресурсах и достопримечательностях региона.
Одни знаки экомаркировки для упаковочных материалов свидетельствуют, что утилизация этих материалов безвредна для окружающей среды. Другие призывают нас не сорить, сдавать использованные изделия на переработку, поддерживать различные природоохранные инициативы. Третьи предупреждают о веществах и материалах, опасных для окружающей среды, или, наоборот, указывают на отсутствие в упаковочном материале веществ, приводящих к уменьшению озонового слоя.

Вот наиболее распространенные на мировом и европейском рынках символы…

       Вторая группа экологических знаков, это официальные экологические логотипы, которые выдаются специальными, компетентными органами.
 
      Разновидности экологической маркировки огромны, и я упомянул лишь самые распространенные эко-знаки встречающиеся на товарах нашего рынка. Например…
 
Особенности российской маркировки
       Развитой системы экомаркировки в России нет, зато существует масса правовых актов, затрагивающих этот вопрос: в области охраны окружающей среды, защиты прав потребителей, стандартизации, сертификации и рекламы, а также государственные стандарты, нормативные документы МПР и Знак соответствия Госстандарта РФ. Правда, после введения в действие Федерального закона “О техническом регулировании” ситуация с ГОСТами и сертификацией неясная. Какие из требований являются обязательными, сказать трудно.
Примеры знаков, применяемых в существующих системах сертификации и прочих системах одобрения (рекомендации) по экологическим требованиям, встречающихся на территории России…
   
   

Встречаются знаки систем сертификации по экологическим требованиям, поддержки и пропаганды природоохранной деятельности, а также иностранные символы как на импортных товарах, так и часто неправомерно проставленные на российских изделиях.

Среди отечественных экомаркировок распространены знаки, надписи и прочие изображения, заявляющие об “экологической чистоте”. Многие специалисты считают это бессмысленным. По праву экологически чистым можно считать продукт, если он не содержит вредных для человека и окружающей среды веществ, а при его производстве и утилизации природе не наносится вреда. На практике это нереально, и разница может быть лишь в степени негативного воздействия. В Канаде, например, маркировки “экологически чистый”, “дружественный к окружающей среде” запрещены, а применение маркировок типа “не содержит вещества…” ограничено. Как можно заявлять о полном отсутствии какого-либо вещества, если измерения имеют определенную точность? Здесь нужны дополнительные пояснения. Это может быть указание пороговой концентрации, которую не превышает содержание вещества, или заявление о том, что данное вещество не используется при производстве продукта. Тем не менее, российские стандарты в принципе допускают такого рода заявления при определенных условиях. Так, ГОСТ Р 51121-97 “Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования” устанавливает, что использование в наименовании товара характеристик “экологически чистый”, “изготовленный без применения вредных веществ”, “радиационно безопасный” и других аналогичных утверждений разрешается лишь при указании в научно-технической документации изготовителя методов контроля данных характеристик и подтверждении их компетентными органами.

ГОСТ Р 51074-97 “Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования” также допускает использование в наименовании продуктов понятий типа: “экологически чистый”, “выращенный с использованием только органических удобрений”, “выращенный без применения пестицидов” – и аналогичных только при указании нормативного документа, позволяющего идентифицировать свойства продукта или дающего определение термина и/или при подтверждении компетентными органами.
Предпринимаются попытки развивать эко-маркировку и на региональном уровне, особенно в столицах. Санкт-Петербургский экологический союз реализует программу “Экология и человек”, удостоенную Европейской премии Джованни Маркора. Один из ее проектов – внедрение экомаркировки для продукции широкого спроса. Знак с многообещающим названием “Листок жизни” предполагается проставлять на товарах, технология изготовления и состав которых соответствуют европейским нормам. Разработчики называют его аналогом “Белого Лебедя” и “Голубого Ангела”. Результаты экологической экспертизы планируется заслушивать на консультационно-общественном совете при Торгово-промышленной палате. А в Москве Департамент природопользования и защиты окружающей среды ввел систему экологической маркировки автозаправочных станций, предусматривающую контроль за соблюдением экологических требований к качеству топлива.

www