Хорошо известно, что чем крупнее, основательнее, фундаментальнее заблуждение, тем труднее его увидеть, осознать, признать. Поэтому, последняя четверть ХХ века приняла на себя груз сомнений, попыток организовать совместное рассмотрение проблем состояния мира и попробовать что-то сделать.
Право на сомнение, инакомыслие было реализовано замечательными научными программами ООН, ЮНЕП, ЮНЕСКО, ВОЗ и др., благодаря которым постепенно сомнения уступили место пронзительной догадке, что человечество может быть так же смертно, как и отдельный человек. Однако для осознания масштаба угрозы у цивилизации не было подходящей меры: все были недостаточны, а то, что в принципе подходило – представления о геологическом, эволюционном времени, было слишком сложным, непонятным, требовало отдельных усилий, чтобы освоить, понять и применить этот гигантский аршин…

Был опубликован отчет об испытаниях модели «Мир-3», созданной группой профессора Денниса Медоуза (1972). Оставшись непревзойденным научным достижением, замечательным примером нарождающейся мировой культуры глобального мышления, книга «Пределы роста» была переведена на 43 языка, стала учебником. Наступило мировое замешательство, участники которого объединились в критике этого провидческого научного произведения.

Причиной глобальной оторопи являются глубинные механизмы, блокирующие восприятие негативной информации как у индивида, так и у общества. В культурной традиции науки, политики, бизнеса нет места ни кратким, ни пространным рассуждениям об ошибках. Для большей части мировых лидеров их Мир — ошибок не имеет.

Ситуацию последних двух десятилетий можно охарактеризовать словами Донеллы Медоуз:

«Ученые уверены, что политики достаточно информированы, а бизнесмены — озабочены будущим.

Политики уверены, что ученые смогут сделать нужную модель и найти выход, при условиях предоставления им ресурсов, а бизнесмены— всё понимают и поэтому создают Фонды и финансируют семинары ученых и политиков.

Бизнесмены не сомневаются в том, что на встречах ученых и политиков определяется разумная политика, которая принесет прибыль».

Семинары, конференции, группы по проблемам окружающей среды стали постепенно самоцелью, формой прикрытия бессилия “workshops does not work”, современным вариантом совместного моления «о ниспослании дождя». В решения проблем окружающей среды проник мистицизм, небрежение наукой.

Стоит отойти от проблемы, окинуть внимательным взглядом происходящее на Земном шаре, то придется согласиться с мнением Донеллы Медоуз: «Никто не знает что делать»(1993).

Есть основания видеть современную ситуацию как кризис одновременной смены структур взаимосвязи:

а) регионального и глобального,
б) обыденного и системного мировоззрения,
в) восприятия ускорения событий и «сжатия» времени,
г) необходимости перехода от знания к пониманию.

Многовековой престиж знаний неслышно уступает место престижу понимания. Это происходит в силу того, что для адаптации к изменениям знать недостаточно: люди должны действовать. А для действий, создания общественных механизмов, структур, необходимо понимание, т.е. установление связей между элементами, событиями, часто формально очень далекими друг от друга, но проявляющими себя в реальности. Это и индивидуальный, и общественный труд. Само понимание не приходит. Понимание – всегда результат усилий. (Наиболее полно описание проблемы см. А.А. Брудный Наука понимать, Бишкек, Фонд Сороса. 1988)

Многие знакомы с трудностями освоения математики. В математике недостаточно знать написание формулы, необходимо уметь произвести действия. Так и рождаются новые нейронные связи, новые структуры головного мозга, способные выполнить необходимые задания. Проблемы адаптации к жизни в изменяющейся окружающей среде также требуют от индивида труда по образованию новых нейронных механизмов, способных обеспечить адаптивное поведение.

Переход от системы Птолемея к открытию Коперника занял 14 веков. Впрочем, никто не торопил людей, до космических путешествий было еще очень далеко. Однако вид Земли из Космоса изменил представления людей о том, где они находятся. Карикатуры и шутки стали иными…

Почему так неохотно, медленно люди воспринимают эту проблему как их личную? Исследования последних лет позволяют предположить, что для адекватного восприятия глобальных проблем биосферы и человечества, нам, людям, необходимо освоить расширенную временную шкалу, включающую события и до нашего появления и, что значительно сложнее, и после ухода (См. Кавтарадзе Д.Н. Время как предмет обучения// Мир психологии, 1999). Ум признает, а сознание не принимает.

Конфликт чувства самосохранения «от мыслей» о собственном несуществовании препятствует освоить времена и события вне своего бытия. Эта задача по освоению экологической шкалы времени может быть решена образовательными средствами…

Приходится признать, что без образа желаемого будущего – продукта гражданской зрелости, его научного и духовного обеспечения – интеллектуального прорыва в неведомое, задача обеспечить будущим поколениям шанс на существование, вряд ли выполнима. Возникает вопрос о том, какая наука способна решить поставленные задачи? Существует ли она уже или это дело отдаленной перспективы?…

«Образование – вот наше Правительство» столетие назад написал Герберт Уэллс, заслуженно получивший титул фантаста и предвестника торжества человеческого потенциала.

«В рай дубиной не загонишь» утверждает русская пословица, используя негативное определение. «Можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить», напоминает английская поговорка. «Предупрежденный — вдвое сильнее», свидетельствует восточная мудрость.

Россия, следуя опыту мировой культуры, развивает образование граждан для обеспечения ими права на жизненную перспективу, получившее наименование «устойчивого (самоподдерживающегося) развития». Значение образования в том, что получившие его граждане, семьи, страны сами сделают выбор — примут решения, заблаговременно воспользуются океаном Знаний. Демократия без образованных граждан, оборачивается диктатурой. Поэтому на встрече министров окружающей среды стран Европы (Киев, 2003) было принято решение о разработке «Стратегии образования для устойчивого развития».

Известны многочисленные определения экологического образования. Внесем и мы свой вклад. Экологическое образование – это адаптивное средство жизнеобеспечения этносов в условиях быстро меняющейся среды.

Цель экологического образования – обучение распознаванию рисков и принятию решений с низким риском, включая отсроченные последствия. Задача экологического образования – снизить риск, порождаемый средой обитания, разрушения среды по незнанию.

К складывающим его элементам относим:

Переход от обучения знаниям к обучению действиям.
Обучение приемам мышления в контексте этических норм.
Приоритеты экологического образования определяются последовательностью: «Восприятие—Понимание—Действие»
Уровни обеспечения экологической безопасности: личный—семейный— городской—региональный—национальный—глобальный.
Сочетание государственной и общественной систем образования, направленных на обучение взаимодействию граждан в освоении и участии в экологической политике страны.

Образование – единственный универсальный носитель культуры, позволяющий осознанно и добровольно признать необходимость ограничения самих себя в средствах адаптации. Такая рефлексия и есть необходимая обратная связь…

Из всех исчерпаемых ресурсов, обсуждение которых постоянно заполняет СМИ, одно полностью забыто. Этот ресурс – время. Документы «Рио-92», «Повестка дня-21» постоянно избегают называть, когда необходимо выполнить план. Когда действие еще имеет смысл: спасать исчезающий вид, участки старовозрастных лесов, прекращать выброс токсикантов и т.п., хотя все понимают, что если лес сгорел, то задача не выполнена. У нас нет важнейшей меры – времени, для решения задач «Повестки дня-21».

Необходимо использовать глобальные сети коммуникации для освоения чувства времени и выполнения «домашних заданий» в срок. Определить примерные сроки помогают модели проблемы, в частности «МИР-3», заблаговременно освещая коридор возможностей в адаптации человека и человечества, в осуществлении принципов сопряженного развития Общества и Природы (См. Брудный А.А. Пространство возможностей. Бишкек, 1999). Помочь понять (а не только знать), предостерегая от попыток «выпрыгнуть из Природы».

Люди еще не освоили время своего вида. Мы пользуемся только часовой стрелкой, а ее движение ускользает от внимания: время бежит незаметно. Помочь могут индикаторы, дополнение циферблата минутной, секундной стрелками. Человечеству предстоит жить по секундам, признав этот ценнейший ресурс.

Д.Н.Кавтарадзе
Кафедра управления природными ресурсами
Московского государственного университета

 

www