Идея ненасилия очень медленно входит в современное общественное сознание. Ещё медленнее она обретает практические очертания. Скорее, наоборот, и в политике, и в бытовой реальности происходит возрастание насилия во всех его формах. Исследователи отмечают, что насилие возросло как на уровне государства (в лице его различных институтов), так и на уровне индивидуального поведения. Люди легко прибегают к насилию, прямо или косвенно, в самых разнообразных конфликтных ситуациях. Рост насилия во всех его формах происходит, прежде всего, по причине падения нравственности в обществе.

Публикация материалов в рассылках Университета Этики Жизни является попыткой удержать человечество на краю пропасти.

В этом выпуске мы начинаем публикацию Учения о ненасилии.

Предисловие

Этика является одним из разделов философии. Тема насилия и ненасилия – одна из главных в этике.

Насилие и ненасилие представляют собой разные способы реакции людей, когда те встречаются с несправедливостью. Возможные линии поведения человека перед лицом встречаемой несправедливости светская философия сводит к трём основным:

1) пассивность, малодушие, трусость, капитуляция;

2) ответное насилие;

3) ненасильственное сопротивление.

В социальной философии считается, что активное насилие в ответ на причиняемое зло лучше, чем пассивность, поскольку покорность и малодушие только поддерживают насилие и несправедливость. Уходя от противостояния, человек отрицает свои права на свободу и ответственность.

Дальнейшим развитием активного противостояния несправедливости считается ненасильственное сопротивление, которое переводит противостояние насилию в качественно иную нравственную плоскость. Человек, поднявшийся до позиции ненасилия, в отличие от покорного и пассивного человека, исходит из признания ценности каждой человеческой личности, он действует с позиции любви и стремления ко всеобщему благу.

Величайшим практиком принципа ненасильственного сопротивления является Махатма Ганди, добившийся освобождения Индии от власти Британской империи без единого выстрела. «Результатом серии кампаний гражданского сопротивления стало мирное возвращение независимости Индии, ставшее величайшим достижением политических активистов, вероятно, за всю историю», – сообщает Википедия.

Однако мало кто усматривает связь метода ненасильственного сопротивления с одним из древних религиозных принципов – ахимсой.

Обратимся к словарям:

«Ахи́мса (санскр.) – поведение и образ действий, при которых первым требованием является ненанесение вреда – ненасилие. Ахимса определяется как поведение, ведущее к уменьшению зла в мире, направленное против самого зла, а не против людей его творящих (отсутствие ненависти)».

«Ахимса – непричинение вреда, состоит в неубиении, ненасилии, непричинении вреда всему живому (людям, животным, растениям) никогда и никаким образом – ни мыслью, ни словом, ни делом».

Философское понятие ненасилия, или ахимсы, имеет свои корни в древних индийских религиозных учениях. Будучи верующим человеком, Махатма Ганди пытался применить принципы индийской религиозной философии на практике.

 

«Для меня ненасилие – не просто философская категория, это закон и суть моей жизни… Ахимса – основа для поисков истины. Поиски эти тщетны, если они не строятся на ахимсе. Все мы из одного теста сделаны, все мы дети одного Творца, и божественные силы в нас безграничны. Третировать человеческое существо – значит третировать эти божественные силы и тем самым причинять зло не только этому существу, но и всему миру. Для меня всегда было загадкой, как могут люди считать для себя почётным унижение ближнего».

Мохандас Карамчанд Ганди. Моя Жизнь.

 

 

Принцип ненасилия широко распространён во многих восточных духовных школах, таких как буддизм, джайнизм, индуизм. В джайнизме  – это основной обет, из которого вытекают все остальные. Принявшие обет ахимсы джайнисты настолько заботятся обо всём живом, что надевают на рот повязку и метут перед собой специальной метёлкой во время ходьбы, чтобы случайно не навредить даже мелким насекомым.

Принцип ненасилия исповедуется и в христианстве. Идеал ненасилия сформулирован в Нагорной проповеди Иисуса: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф, 5:39). Также этому принципу соответствуют заповеди «Не убий» и «Возлюби ближнего твоего как самого себя».

Однако, несмотря на то, что количество последователей разных религиозных направлений в мире постоянно растёт, люди практически перестали понимать и воспринимать содержащиеся в древних религиозных системах истины.

Обратить взоры человечества к Древнему Учению, которое существовало на протяжении всего развития человечества, призваны Послания Владык Мудрости.

В данном разделе в виде Посланий и фрагментов Посланий Владык Мудрости содержится Учение о ненасилии. Трактовка этого Учения отличается от трактовки, встречающейся в светских философских системах, поскольку на первом месте в даваемом Учении стоит Бог и подчинение Его Закону.

Таким образом, к трём перечисленным выше реакциям людей на несправедливость и зло добавляется ещё одна реакция – непротивления злу не только физическим насилием, но и какими бы то ни было негативными мыслями и чувствами, смирение перед несправедливостью.

С точки зрения современного человека такая реакция может граничить с глупостью. Однако всё зависит от уровня сознания, на котором находится человек, от его точки зрения на происходящие вокруг него события.

Если рассматривать всё происходящее как следствие когда-либо совершённых человеком действий, то любая несправедливость, с которой сталкивается человек, была создана его же собственными действиями в прошлом. Следовательно, любая ответная реакция на эту несправедливость, как действием, так и мыслью и словом, будет означать создание новой несправедливости в будущем.

Поэтому высшей реакцией человека на любую внешнюю несправедливость будет смирение перед этой несправедливостью.

Это не внешние процессы, а внутренние процессы, происходящие внутри существа человека.

Чтобы быть способным на такую реакцию, человек должен обладать очень большими духовными достижениями, равными достижениям Христа или Будды.

Поэтому кажущаяся внешняя пассивность и бездействие в этом случае сопровождаются огромными духовными усилиями. Иисус Христос не только учил ненасилию, но был способен отвечать ненасилием на любую несправедливость. Он продемонстрировал это положение своего Учения, смиренно приняв распятие на кресте. Жертва, которую Он принёс, способна была пробудить сердца многих поколений христиан и обратить их к одному из самых важных аспектов Древнего Учения – Учению о ненасилии.

Данный аспект Учения возможно осознать и принять, только одновременно принимая такие важные Законы, как Закон Кармы и Закон реинкарнации. Нужно верить в Высший Закон, который существует в этой Вселенной, который по-другому можно назвать Богом. И нужно со всей ответственностью подходить ко всему, что происходит в наших жизнях, и воспринимать всё происходящее в неразрывной связи с единой матрицей всего сущего, что существует во Вселенной, и нашими собственными действиями в прошлом.

Однако подчеркнём, что на каждом этапе развития человеческого существа будет свой алгоритм ответной реакции на зло или несправедливость. Для одного уровня сознания это будет желание убежать, спрятаться от несправедливости или насилия, для другого уровня сознания – ответить насилием («око за око, зуб за зуб»), для третьего уровня сознания – подставить левую щёку, если ударили по правой.

Если же мы будем устремляться к высшему уровню осознанности, то после многих лет и даже жизней, посвящённых духовному совершенствованию, придёт понимание, что внешнее проявление, окружающая нас иллюзия соответствует нашему уровню сознания, и что, изменяя своё сознание, совершенствуя его, мы фактически способны получить вокруг себя более справедливое устройство общества и всей жизни.

Иными словами, убирая из своего сознания агрессию, ненависть, неприязнь и заменяя эти несовершенные состояния Любовью, Состраданием и Милосердием, мы влияем на всё, что нас окружает в нашем мире, и совершенствуем этот мир.

Мало того, чем более тонкие Божественные проявления мы способны удерживать в своём сознании, тем большее влияние мы оказываем на окружающий нас мир.

Рост духовности среди членов общества, появление людей, соответствующих уровню сознания Христа и Будды, способны изменить все области человеческой жизни: политику, экономику, образование, культуру, науку, технику. Так, если во главе государства стоят высокодуховные люди, то не придётся подобно Махатме Ганди использовать принцип ненасилия для достижения политических целей; в этом случае политические цели будут решаться сами собой. Об этом ещё в 5-м веке до н.э. писал древнегреческий философ Платон.

В своих Посланиях Владыки говорят о необходимости исключить из человеческого сознания такое чувство, как борьба. Когда состояние борьбы уходит из сознания большинства человечества, автоматически прекращаются войны, теракты, любое насилие.

Изменение сознания происходит как результат нравственного совершенствования человека и является закономерным этапом эволюционного развития человечества.

Учение о ненасилии не означает, что люди должны немедленно прекратить любую деятельность во внешнем мире и заниматься только самосовершенствованием. Нужно просто постоянно проводить Божественные принципы в нашу повседневную жизнь. Независимо от того, сколько жизней для этого понадобится.

 

Вы – духовные воины

Возлюбленный Сурия
14 марта 2005 года

…Вы – воины в этом мире, вы – духовные воины, и вы ведёте непрерывную битву. Эта битва началась в момент начала иллюзорного проявления, и она закончится после того, как Вселенная закончит этот цикл своего существования и проявленные миры будут свёрнуты. До этих пор будет продолжаться эта битва между силами света и тьмы, противостоящими друг другу и переходящими друг в друга.

Вечное движение, вечное устремление и вечная оппозиция развитию.

Воплощённое человечество имеет разные уровни сознания. И разные уровни сознания по-разному понимают эту битву и по-разному пытаются участвовать в этой битве.

Всё действительно определяется сознанием человека. Попробуйте в средние века сказать рыцарю, собирающемуся в поход за защиту гроба Господня, что он неверно понимает происходящую в этом мире битву.

Попробуйте в ваше время сказать террористам-смертникам, что они неверно понимают происходящую битву.

Попробуйте сказать тем людям, которые получили учение от предыдущего посланника и пытаются словом вершить суд на этой Земле, что они неправильно понимают битву.

Вы можете себе представить, чем закончатся ваши попытки убедить этих разных людей, что они неправы.

Это их уровень осознания Божественной Реальности. И они готовы многим искренне пожертвовать в жизни, даже пожертвовать самой жизнью для победы тех сил, в защиту которых они выступают.

Проблема заключается в том, что уровень сознания этих людей определяет, в защиту каких сил они реально выступают.

И если бы они были наделены сознанием Будды или Христа, то они понимали бы, что любое проявление борьбы на физическом или более тонких планах мыслей и чувств способствует умножению иллюзии.

А две силы, борющиеся в рамках этого творения, представляют собой как раз силы иллюзорные, направленные на приумножение иллюзии, и силы Реального Божественного мира, которые направлены на сворачивание иллюзии. Это битва на Небесах, которая будет продолжаться до тех пор, пока существует проявленная вселенная, до тех пор, пока существуют проявленные миры.

Эта битва, низведённая до уровня сознания ныне живущих людей, воспринимается ими в меру их сознания. И их действия в этой битве полностью согласуются с теми энергетическими, кармическими отложениями, которые они получили в прошлом. И те рыцари, которые готовы были убивать иноверцев в своей, как им казалось, справедливой битве за Христа, сейчас воюют словом и продолжают связывать силы тьмы и бороться против них немного другими средствами.

И если им сказать, что они поступают неверно с точки зрения учения Будды и Христа, они никогда не поверят вам. Потому что это их уровень сознания.

И та энергия, которую содержит их электронный пояс, должна исчерпать себя, она будет возвращаться к ним вновь и вновь в разных воплощениях до тех пор, пока их сознание не возвысится до такой степени, что начнёт понимать истинный смысл происходящей в этом мире битвы.

Эта битва будет существовать до той поры, пока сознание человечества будет допускать эту битву внутри своего человеческого сознания.

Мир представляет собой отражение сознания человека. И тот индивидуум, который достигает сознания Будды, тот индивидуум, который достигает в медитациях того состояния, которое называется нирвана, понимает, что в этом состоянии нет никакой борьбы. В этом состоянии присутствует только любовь, гармония, блаженство, радость. Все Божественные качества, не омрачённые низким состоянием человеческого сознания.

Вы много видите вокруг себя Будд, пребывающих в медитации?

Вы можете мне не поверить, но один такой Будда способен удерживать баланс за всю планету.

И когда в ваших городах на скамейках в парке и под деревьями будут сидеть Будды в позе медитации, и на них просто никто не будет обращать внимания, потому что это будет столь же естественным явлением, как пенсионеры, прогуливающиеся со своими четвероногими друзьями; когда это произойдёт, не будет терроризма, не будет рьяно спорящих догматиков, представляющих собой разные религиозные конфессии и доказывающих друг другу, что их понимание Бога является самым верным.

Но до тех пор, пока это произойдёт, каждый будет отрабатывать свой кармический багаж и встречаться с теми ситуациями в жизни, которые будут подталкивать его на новый уровень развития сознания, на новую ступеньку, ведущую к постижению Божественной Истины.

<…>

Я ЕСМЬ Сурия.

Ист.