"Вид на острове Валаам", И.Шишкин

Вид на острове Валаам, И.Шишкин

На бескрайних просторах России, богатой великолепными природными ландшафтами. Валаам выделяется как яркое уникальное явление, поэтому он издавна привлекал к себе внимание человека.

В нем действительно все очень необычно. Остров, небольшой по размеру, представляет собой отвесные скалы из древних магматических пород гранитов и диабазов, поднимающиеся над водой на 28—50 м, при этом подводная их часть доходит до 200 м.
В далекие геологические эпохи, примерно миллиард лет тому назад, остров оказался вершиной несостоявшегося вулкана, нерастраченная тектоническая энергия которого проявляется до сих пор в виде шорохов, доносящихся из глубоких недр. Видимо, из земли в космос через остров проходит мощный поток энергии, благодаря чему, к счастью, здесь в течение всего года преобладает ясное безоблачное небо, и поэтому возник свой особый микроклимат, более теплый, чем на ближайшем побережье.

В ледниковый период скала, отшлифованная льдом, местами напоминает как бы застывшие потоки лавы. Кроме того, за многие тысячелетия вершину скалы рассекли глубокие трещины, заполненные водой, и она фактически превратилась в архипелаг из почти 50 островов, разделенных между собой проливами. Каменистые берега живописно, террасами, заросли вечнозелеными соснами и елями вперемежку с березами.

Вся эта красота дикой природы облагорожена человеком и поставлена на службу духовным целям.

История Валаама неразрывно связана с историей России, хотя и было время, когда им владели другие государства. Сегодня Валаам — уникальная национальная жемчужина Севера России, судьба которой тесно связана с возрожденной в 1988 году деятельностью Валаамского Спасо-Преображенского мужского монастыря. Кроме монастыря на острове действует Валаамский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, осуществляющий туристическую и хозяйственную деятельность. Сегодня здесь создается новая современная история. Успешно ведутся восстановительные и реставрационные работы.

Многочисленные туристы и паломники не только со всей России, но и из других государств, более всего из Финляндии, Швеции, Германии, стремятся попасть на эту благословенную землю, посетить ее святые места.

В XIX веке при игумене Дамаскине на острове появились многочисленные храмы и часовни, каменные поклонные кресты и природные ландшафты с искусственными насаждениями из дубов, пихт и лиственниц. Многое построено по проектам и под руководством петербургского архитектора A.M. Горностаева, а землю и деревья привезли паломники с материка. Проведенные в последние десятилетия реставрационные работы не только возродили, казалось, почти погибшие старые памятники и сооружения, но и сделали их еще более великолепными.

Как драгоценные жемчужины светятся среди лесов сооружения Валаамского монастыря со Спасо-Преображенским собором, а также церкви Никольского и Белого скитов. К сокровищам островов также относятся чудная деревянная церковь в Желтом скиту и деревянные часовни на горе Элеон и в Монастырской бухте. летнего расцвета, величественные храмы, колокольный звон и, конечно. Божественная благодать, присутствующая во всем, глубоко проникают в душу паломника и захватывают ее полностью, заставляя бесконечно восхищаться и наслаждаться всем увиденным. Валаам притягивает к себе, и хочется возвращаться сюда снова и снова.
Валаам издавна привлекает и художников.

Архип Куинджи. На острове Валааме. 1873

Архип Куинджи. На острове Валааме. 1873

Традиция их поездок туда родилась еще в середине XIX века в стенах Петербургской академии художеств. Монахи монастыря очень благосклонно относились к этим поездкам и оказывали художникам всяческую помощь. Монастырь выделял помещения для организации студий, в которых художники работали. Остров давал им не только вдохновение и сюжеты для творчества, но и способствовал рождению новых необычных идей, которые в других местах вряд ли бы появились.

Хорошо известны находящиеся в музеях замечательные пейзажи Валаама, написанные ИИ. Шишкиным («Вид Валаама», 1860), А.И. Куинджи («На острове Валаам». 1873) и Н.К. Рерихом («Святой остров». 1917). В них художники стремились отразить особый живописный мир Валаама, передать его, но каждый художник делал это по-своему, выбирая самое близкое своей творческой манере.

Так, Шишкин красочно, с множеством любовно прорисованных деталей изобразил освещенный солнцем уголок леса со скалами и россыпями камней, покрытых лишайниками. На картине как бы соседствуют рядом холодный дух вечности и трепетное ощущение жизни.

Куинджи в характерной для него эффектной манере изобразил необычное состояние природы — первые осенние морозы с пронизывающим холодным туманом. Берег скован тонким и хрупким, местами потрескавшимся, первым льдом, сквозь который ещё просвечивает замерзшая зеленая трава. Трепещут на ветру сжавшиеся от холода березки.
В отличие от этих мастеров, подошедших к теме Валаама с мирских позиций, Рерих старался в пейзаже выразить свои духовно-религиозные искания. Его Валаам предстает в романтическом образе могучего одинокого острова, стоящего на страже Земли Русской.
Над темой Валаама много и плодотворно работал наш современник — известный петрозаводский график А.И. Авдышев. В 1970-х годах он создал большую серию черно-белых линогравюр, в которых свое трепетное ощущение природы острова выразил живым и виртуозным штрихом.

Одухотворенно-символический подход к пейзажу, свойственный Рериху, характерен и для современных художников. Сегодня пейзаж интересен не столько сам по себе, он является средством, позволяющим художнику выразить на картине смысловые и духовно-религиозные ассоциации, которые природа вызывает в душе человека.

Образно говоря, Валаам — это «остров-бриллиант со множеством удивительных граней, вставленный в голубую оправу Ладожского озера». Увлеченный художник, взявшийся за тему Валаама, всегда сумеет найти достаточно сюжетов для картин, чтобы создать свой неповторимый живописный образ.

Н.К.Рерих. Святой остров. 1917

Н.К.Рерих. Святой остров. 1917

Что поражает художника на Валааме, какие пейзажи и сюжеты могут стать для него источником вдохновения и творчества?

Прежде всего это тема удивительно гармоничного сочетания природы, человека и храмов в их единении и служении духовным целям.

На Валааме прекрасна не только природа. Как голубой хрусталь, светятся среди этого природного великолепия православные храмы, а их позолоченные маковки в лучах солнца ярко горят на фоне голубого неба. Во всем чувствуется удивительная гармония, кажущаяся естественным состоянием Валаама, хотя многое здесь создано руками человека и очень тактично вплетено в живую ткань природы.

На каждом шагу ощущается дух древности, создаваемый красноватыми скалами из диабаза, возраст которых действительно составляет около миллиарда лет.
Темы утреннего рассвета, ожидания восхода солнца и торжественного начала нового дня для Валаама очень характерны, потому что остров со всех сторон, от горизонта до горизонта, окружен водой, и только здесь чарующую картину рассвета и восхода солнца можно наблюдать каждый день во всем ее пространственном и временном великолепии. И это удивительное действо природы — радостная и важ-

Сама природа Валаама в период ее ная часть бытия человека на острове, поскольку тонкое проникновенное мировосприятие природы свойственно уединенному отшельническому образу жизни здесь.
Валаам густо зарос многовековым лесом, вроде бы обычным — ели, сосны, березы. Но когда плывешь на лодке вдоль скалистых берегов и видишь отражение скал и леса в зеркальной глади озер, возникает фантастическая картина. Глазами не воспринимается грань между водой, воздухом и отражением, и чувствуешь себя как бы зависшим в этом волшебном сине-зеленом пространстве между небом и землей. Теряется ощущение реальности.

Автор трижды побывал на Валааме, участвовал в составе отряда ВООПИК (Всесоюзного общества по охране памятников истории и культуры) в его восстановлении. Тематика его картин охватывает наиболее интересные и знакомые места, но творчески переработанные — изображенные либо с необычной точки зрения, либо при необычном освещении.
Особенностью творческого метода автора стало стремление увидеть Валаам с высоты птичьего полета, с множеством больших и маленьких островов. Эти острова, хотя и разделены между собой водой, представляют собой единое духовное целое, называемое Валаамом.

«Видение Валаама как бы с высоты» родилось у художника в момент первой встречи с ним, когда теплоход рано утром подплывал к острову. С верхней палубы Валаам сначала воспринимался как таинственная тонкая зеленая полоска земли в розовом тумане где-то далеко на горизонте, а по мере приближения она разрасталась вширь, неожиданно превращаясь в большую и живописную группу скалистых островов, да еше с множеством необыкновенно красивых внутренних озер и проливов. Величественная и незабываемая панорама архипелага! И надо всем этим чудом под лучами восходящего солнца блестят золотые купола церквей и кружится хоровод белоголовых чаек.

Творческие идеи стали темой картин «На встречу с Валаамом», «Утро в Монастырской бухте» и «Валаам — мир чаек».

На этих картинах присутствуют хорошо узнаваемые ориентиры: Никольская церковь и Кузнечные острова, обозначающие вход в Монастырскую бухту, в глубине которой находится Валаамский монастырь. Кругом царит таинственная тишина раннего утра, и нарушают ее только тихий плеск волн да крик многочисленных чаек.

Теме рассвета посвящены картины «В ожидании рассвета» и «Утро в Малой Никоновской бухте». На картинах ощущаются красота и торжественность, присущие этому явлению, а также ощущается трепетное ожидание начала нового дня.

Красиво и величественно смотрится монастырь на закате солнца. Спасо-Преображенский собор, как хрустальный, светится под лучами вечернего солнца. В воздухе как бы застыл перезвон колоколов, дополняющий суровую северную действительность чудными мгновениями ощущения красоты и одухотворенности. Тема заката солнца присутствует на картинах «Вечерний звон» и «Сосна в Монастырской бухте».

Обобщая художественные приемы, использованные автором для создания живописного образа Валаама, можно сказать, что все картины отличаются реалистической трактовкой действительности, но выполнены в декоративной манере. Так, на картинах преобладает зеленый цвет со множеством его оттенков, что подчеркивает вечнозеленый облик сосновых и еловых лесов Валаама и придает колористическую цельность всей серии картин.

Приложение

ВАЛААМ. ПРЕОБРАЖЕНИЕ

.

.

Фильм об удивительной и трагической истории острова Валаам, который до революции 1917 года был православной жемчужиной, маяком православного паломничества. После Великой Отечественной войны стал местом “жития” самых обездоленных инвалидов, а в 1989 году начал свое возрождение.
Принимают участие настоятель Ново-Валаамского монастыря архимандрит Сергий, наместник Спасо-Преображенского Валаамского монастыря епископ Панкратий, сотрудник Музея истории Санкт-Петербурга Марина Ольшанская, вдова художника Геннадия Доброва – Людмила Доброва и жители Валаама Сергей Груздев, Александра Исакова.

Автор и режиссер: Игорь Калядин
.
Валаам – ступень к небу
.

.
Валаам – ступень к небу – фильм о жизни Валаамского монастыря сегодня; о том, почему люди уходят из мира в монастырь; о том, чем монахи живут и ради чего они живут.
Фильм снят в зимнее время года, когда с острова уезжают туристы и многочисленные паломники, когда монахов уже никто и ничего не отвлекает от их уединенной жизни…
Зимний Валаам, суровая Ладога, песнопение братского хора Валаамского монастыря, ступень к небу…
.

Дивный остров Валаам

.

Подбор видео и иллюстраций (кроме первой) наши. VA