Туринская плащаница – одна из важнейших христианских реликвий и одновременно – загадка для ученых. В католической традиции считается, что в эту ткань 2000 лет назад было завернуто тело Иисуса Христа после распятия. Характер ран изображенного на ткани – спереди и сзади – человека позволяет сделать вывод, что он был распят на кресте и претерпел пытки, которым, согласно Новому Завету, подвергался Иисус Христос. Долгие годы идет спор о том, что же такое Туринская плащаница – действительно христианская святыня или всего лишь умелая подделка, сотворенная кистью художника

Если верить в подлинность реликвии, то путь Туринской плащаницы начался в 30-33 г. н.э. в Иерусалиме. Много лет реликвия была сокрыта, но в 944 году н.э. обнаружилась в Эдессе, ныне турецком городе Урфе (Şanliurfa), затем находилась в Константинополе (Стамбуле). Плащаница принадлежала византийским императорам до 1204 г., затем после взятия Константинополя войсками крестоносцев была ими передана в Афины, где оставалась до 1225 г. Далее, согласно документальным свидетельствам, она находилась во Франции в 1353-1357 гг., и в Швейцарии в 1502-1578 гг., а с тех пор и до настоящего времени – в итальянском Турине.

Однако подлинность Туринской плащаницы вызывала сомнения еще в старые времена, когда она вдруг появилась «ниоткуда». Первые критические исследования плащаницы были предприняты 600 лет назад французским священником и ученым Улисом Шевалье, который изучил документы своего времени, имеющие отношение к плащанице и обнаружил даже упоминание о художнике – авторе изображений на полотне. Кроме того, в 1389 г. французский епископ Пьер Дарси утверждал, что есть признания художника – автора изображения, а церковь просто наживается на покрывале, перекачивая деньги в свою копилку из карманов верующих.

В отличие от средних веков, современная наука предлагает различные способы датировки этого памятника. В 1988 г. возраст Туринской плащаницы пытались оценить с помощью методов радиоуглеродного анализа, и с 95% достоверностью результаты показали, что «годом рождения» реликвии может быть период 1260-1390 гг. н.э., то есть, скорее всего, это полотно – средневековая подделка. Тем не менее, уверенности в правильности выводов не было – смущала технология производства ткани и химический состав волокон. Кроме того, после пожара 1532 г. плащаница подверглась реставрации, в процессе которой ее могли пропитывать растительными маслами. Привнесение свежего органического материала могло привести к изменению соотношения изотопов углерода, а следовательно, к «омоложению» радиоуглеродного возраста.

Ученые решили пойти другим путем. За столетия плащаница оказалась испачкана множеством субстанций. Ее трогали руками, оставляя на ней частицы эпителия кожи, к ней прилипала пыльца деревьев… Пыльца каких деревьев чаще прилипала к плащанице, где они растут? Люди какого этноса чаще дотрагивались до полотнища, где они живут? Если узнать это, можно предположить, в каких местах находилась плащаница.

Были тщательно проанализированы образцы частиц пыли из плащаницы, содержащие пыльцу растений, клеточный дебрис (остатки клеток) и другие органические материалы, например, растительные волокна или частицы крови. Чтобы определить принадлежность пыльцы тому или иному растению, ее рассматривали в микроскоп. Оказалось, что географические районы, где произрастают растения обнаруженных видов, вполне соответствуют предполагаемым перемещениям Туринской плащаницы, что, казалось бы, говорит в пользу ее подлинности, хотя, на самом деле, ничего не доказывает.

Сейчас итальянские ученые проанализировали ДНК, выделенную из тех же образцов, которые были исследованы в 1988 г., чтобы на более высоком технологическом уровне определить виды растений и этническую принадлежность людей, чей биологический материал был в этих образцах. Для этого был проведен так называемый анализ гаплогрупп – ДНК-«маркеров», показывающих принадлежность человека к различным этносам.

Что касается растений, то большинство найденных видов были широко распространены в Европе до рождения Иисуса. Некоторые характерны для средиземноморских стран (клевер, бананы), для Центральной Европы, Северной Африки, Среднего Востока. Чаще всего встречалась ДНК растений рода Picea – это ель. Разные виды ели произрастают в Европе и в других регионах Северного полушария в умеренном и холодном климате. Среди сельскохозяйственных культур Старого Света был найден цикорий, огурец, виноградная лоза. Ряд растений имеет американское (белая акация) и восточноазиатское (редкие виды груши и сливы) происхождение.

Большим было разнообразие гаплогрупп человеческой ДНК, что говорит о том, что с Туринской плащаницей контактировало множество людей из Европы, из Северной и Восточной Африки, Среднего Востока и даже из Индии. Несколько неожиданным было обнаружение гаплогрупп ДНК, характерных для индийского субконтинента; один из них встречается практически только в Восточной Индии. Конечно, скорее всего, среди паломников были выходцы из Индии, но есть и вероятность, что там была изготовлена сама ткань. В поддержку этой гипотезы говорит то, что первоначальное название Туринской плащаницы было Sindon, что, возможно, происходит от Sindia или Sindien, то есть, ткань, происходящая из Индии.

Слева - фрагмент изображения Туринской плащаницы. Справа - Оплакивание Христа. Художник Петрус Кристус (1425–1476

Слева – фрагмент изображения Туринской плащаницы. Справа – Оплакивание Христа. Художник Петрус Кристус (1425–1476

Таким образом, Туринская плащаница находилась в самых разнообразных условиях – от ферм до лесов и гор, и результаты исследования не решают спор о ее происхождении или каких-то деталях перемещений. Ткань может происходить из средневековой Западной Европы, где с ней соприкасались паломники разной этнической принадлежности из разных стран. Возможно и то, что плащаница действительно родом из Иерусалима и ей две тысячи лет – ведь никто пока не доказал, что, если это подделка, то обязательно средневековая, а не более ранних времен?

Ист.

Приложение

.
Туринская плащаница: Новые открытия.

Turin Shroud: New Evidence
.

.

Туринская плащаница — полотно, в которое, по преданию, было завернуто тело Иисуса Христа во время погребения, по сей день вызывает споры между учеными, верующими и историками. Двадцать лет назад был проведен радиоуглеродный анализ реликвии, в результате которого было установлено, что полотно было изготовлено позже чем 1200 лет после смерти Иисуса Христа. Однако новейшие исследования опровергают предыдущие выводы ученых, предоставляя веские доказательства того, что на Туринской плащанице возможно действительно запечатлен лик Христа.