«Сашенька, как мы скучаем по тебе…»

«Сашенька, как мы скучаем по тебе...». Алиса ФрейндлихXII всероссийский театральный фестиваль «Пять вечеров» им. А. М. Володина завершился вручением одноименной премии Алисе Фрейндлих, первой исполнительнице роли Дульсинеи в одноименной пьесе самого ленинградского из всех петербургских драматургов.

Сегодня кажется, что Володинский фестиваль существовал в нашем городе всегда, и трудно поверить, что Александра Моисеевича нет с нами уже 15 лет. Но лирическая, искренняя володинская нота, присутствующая в его прозаических и стихотворных произведениях, до сих пор является камертоном для распознавания «своих». Чувствуют ее и умеют передать (даже в постановках по современным пьесам) избранные режиссеры и актеры, из творений которых ежегодно формируется программа «Пяти вечеров». Нота эта задает и определяет атмосферу фестиваля. Думается, что и сам Володин, которому были чужды помпезность и снобизм, остался бы доволен тем домашним, демократичным духом, которым славятся «Вечера».

Алекса́ндр Моисе́евич Воло́дин (1919-2001)

Александр Моисе́евич Воло́дин (1919-2001)

Александра Моисеевича и его эпоху здесь вспоминали на каждом шагу. В большом фойе театра «На Литейном», партнера фестиваля, была развернута «музейная экспозиция» памяти Володина. Из подлинных и нарисованных на обрывках картона предметов мебели был составлен кабинет драматурга. На полотнищах оберточной бумаги красовались володинские абрисы и строки. Тут же работал знаменитый советский буфет, в витрине которого пестрели банки с бычками и килькой в томате, а декольтированная буфетчица Клава, привычно покрикивая из-за стойки на очередь, разливала в граненые стаканы томатный и яблочный соки. Впрочем, были и напитки покрепче, закусывать которые предлагалось бутербродами с «Докторской» колбасой. Но главной, конечно же, на протяжении пяти вечеров являлась пища духовная.

В Петербург приехали коллективы из Москвы, Новокуйбышевска, Томска, Нягани. По словам арт-директора фестиваля Марины Дмитревской, в этом году главенствовала военная тематика спектаклей. Впрочем, явный милитаристский или антивоенный уклон в постановках углядеть было трудно, скорее, все спектакли объединила женская тема. И вовсе не касались военной проблематики два спектакля из шести: претендующий в пяти номинациях на национальную театральную премию «Золотая маска» светлый и нежный спектакля «Таня-Таня» (реж. Денис Бокурадзе, театр-студия «Грань», Новокуйбышевск) и безоговорочная премьера – постановка «Дульсинея» (реж. Кирилл Семин, Небольшой драматический театр, Петербург). Как сказал директор фестиваля Виктор Рыжаков, возможно, спектакль Семина положил начало новой традиции – «Премьера на фестивале «Пять вечеров». Сбудется ли это предсказание, узнаем через год.

Столичный спектакль «Несовременный концерт», которым 6 февраля открылся фестиваль, целиком был посвящен поколению Володина, прошедшему Великую Отечественную войну. Режиссура Виктора Рыжакова заставила молодых ребят, студентов Школы-студии МХАТ, преобразиться в пожилых людей разного возраста и характера на фоне мелькающей на заднике военной и мирной хроники. Родилась эта постановка из обычного учебного задания, за основу которого студенты должны были взять реальные судьбы реальных стариков. Но ни трагедизации, ни назидания в спектакле, вобравшем в себя также инсценированные обрывки популярных советских кинолент, нет: есть лишь настоящие, живые люди, умеющие держать удар и жить, не отчаиваясь, наперекор обстоятельствам.

А. Володин и кино

А. Володин и кино

Томский ТЮЗ и режиссер Дмитрий Егоров представили спектакль «Победители», родившийся из прозы Светланы Алексиевич. Относиться к книгам «У войны не женское лицо» и «Цинковые мальчики» можно по-разному, но не признать, что они оказывают сильное впечатление при первом (и часто последнем же) знакомстве, невозможно. Однако инсценировать монологи, из которых состоят сборники Алексиевич, непросто, потому и поиск режиссерского решения оказался непростым: зрителя «брал за живое» скорее текст в жестокой выборке, нежели постановочные ходы или игра актеров.

Пяти задуманных изначально вечеров оказалось мало, чтобы все желающие смогли увидеть заявленные в программе спектакли: каждый из них был сыгран по нескольку раз за один вечер. Но и на дополнительных показах яблоку негде было упасть: зрители сидели прямо на полу – в проходах. Не было отбоя от зрителей и на читках, проходивших на Малой сцене тетра «На Литейном». Впервые прозвучали новые пьесы Юлии Поспеловой, Алены Шварц, Елены Шахновской, Анастасии Букреевой, Ульяны Гицаревой, Екатерины Мавроматис, Юлии Тупикиной, которые затрагивали порой совсем не женские темы.

Из режиссерских эскизов, предъявляемых каждый год в ходе читок, вырос уже не один полноценный фестивальный спектакль. Нынче была показана постановка Рыжакова и столичного Центра им. Всеволода Мейерхольда «Саша, вынеси мусор» по пьесе Натальи Ворожбит, входившей в программу прошлого года. Это история, полная иронии, полувыдумка-полуреальность. Она знакомит зрителей с вдовой и падчерицей украинского офицера. Он умер в мирной жизни, но собирается вновь встать в строй, чтобы защищать родину. Горе и радость, жизнь и смерть, поминки и рождение детей – все смешалось здесь, все легло на женские плечи. И слова героя, незримо присутствующего в жизни героинь, – «Без девочек все не имеет смысла» – прямо указывают на женскую тему фестиваля.

Героиня-девочка волнует и воображение Вадима, персонажа спектакля «Можно попросить Нину» Няганского детского музыкально-драматического театра. Режиссер Роман Каганович выстраивает свой небольшой спектакль на основе фантастики Кира Булычева, придумавшего, что из нашего времени можно позвонить в блокадное прошлое Ленинграда. Впрочем, у Володина, нежно-уважительно относившегося к слабому полу, женщина всегда была главным действующим лицом…

Героиней всего фестиваля тоже стала женщина – Алиса Бруновна Фрейндлих, первой сыгравшая в 1973 году на сцене Театра им. Ленсовета знаменитую Альдонсу в спектакле «Дульсинея Тобосская». 10 февраля, в день закрытия фестиваля и день рождения Александра Моисеевича, народной артистке вручили бронзовую статуэтку драматурга. Приняв ее, Фрейндлих оборотилась к видеоизображению Володина на экране: «Сашенька, как мы скучаем по тебе…» И в этих словах были щемящая тоска по володинской ноте, по атмосфере любви и преклонения, желание слушать и быть услышанной, тоска, которой для утоления недостаточно пяти вечеров в год. Но делать нечего – придется ждать следующего фестиваля…

Ист.

Приложения

О фестивале

При поддержке Министерства культуры Российской Федерации
При поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга
Официальный партнёр фестиваля — Театр «На Литейном»


А. ВолодинС 6 по 10 февраля, как всегда, в Петербурге пройдет фестиваль «Пять вечеров» им. А. М. Володина.

Основной площадкой и официальным партнером фестиваля станет в 2016 году Театр «На Литейном». Но один из пяти вечеров спектакль пройдет на Малой сцене Большого театра кукол: программа фестиваля не уместилась на одной площадке.

Бывают «Пять вечеров», где главное — сам Володин, его пьесы, а бывают — где главное «володинское», особая нота, по которой не первый год фестиваль настраивает свою репертуарную «партитуру». Нынче больше «володинского».

Откроется фестиваль поклоном поколению: студенты Виктора Рыжакова сыграют «Несовременный концерт». Ведь наша задача — чтобы молодые, чтобы — приехав со своим, начинали читать и играть Володина.

За атмосферу ответит номинант «Золотой маски» «Таня-Таня» Новокуйбышевского театра и режиссер Денис Бокурадзе, тем более что Ольга Мухина, автор этой пьесы, в первые годы «Пяти вечеров» получила Володинскую премию.

Александр ВОЛОДИН. Дружеский шарж Кира БулычёваВолодин был солдат и был пацифист, ненавидел имперскость так, как мог ненавидеть ее человек, прошедший всю войну в пехоте и умерший с неизвлеченным осколком в легком. И вообще — как Александр Моисеевич Володин. О войне не написал ни одной пьесы. Не любил говорить. Потому что — ад. И для фестиваля было принципиальным выстроить в данное историческое время «военную линейку» в фестивальной программе. Томский ТЮЗ сыграет «Победителей» Светланы Алексиевич (режиссер Дмитрий Егоров, программа «Маски плюс»), а Центр имени Вс. Мейерхольда — «Саша, вынеси мусор!» Натальи Ворожбит в постановке Виктора Рыжакова.

Еще в программе будет маленький спектакль из Нягани «Можно попросить Нину?» по мотивам рассказа Кира Булычева, ленинградский спектакль, играющий с временами и пространствами и сделанный молодыми питерцами Романом Кагановичем и Елисеем Шепелевым в Ханты-Мансийском национальном округе…

А закончится все в володинский день рождения, 10 февраля поездкой в Комарово и премьерой спектакля «Дульсинея» Небольшого драматического театра. Режиссер — Кирилл Сёмин, Альдонса — Ольга Альбанова!

На программу «Первая читка» пришло уже больше 200 пьес. Читки пройдут также в Театре «На Литейном» с 7 по 9 февраля. Начало читок в 13:30.

Ежегодным фестивальным сюрпризом-бонусом станет традиционный «Буфет Клавы» — буфет с реальными советскими ценами, томатным соком в граненых стаканах, бутербродами с килькой, бычками в томате. А полюбившаяся за годы фестивальной жизни буфетчица Клава с удовольствием обслужит зрителей в лучших традициях советского общепита. Буфет будет работать в Театре «На Литейном» с 6 по 10 февраля. Вход — по билетам на спектакли театра.

Ист.

Володинский марафон

Мария Смирнова

Володинский марафон. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Эту лестницу в доме на улице Восстания видел и Александр Володин, и его героиня Тамара из «Пяти вечеров».

В этом месяце Петербург вспоминает драматурга и поэта Александра Моисеевича Володина: 10 февраля ему исполнилось бы 97 лет. В городе прошел посвященный Володину театральный фестиваль «Пять вечеров». По произведениям драматурга снято восемнадцать картин. Но с Ленинградом связаны только немногие из них, несмотря на то что в нашем городе прошла большая часть его жизни – начиная с послевоенных лет.

Где жила Тамара Васильевна

«Восстания, двадцать два, квартира два». Это адрес Тамары, героини пьесы Александра Володина «Пять вечеров», который она сама называет. По воспоминаниям исполнительницы роли Тамары в БДТ Зинаиды Шарко, в этом доме, в этой квартире жил сам Володин. Однажды к нему в дверь позвонил незнакомый человек с вопросом: «А Тамара Васильевна здесь живет?» – из этого случая и родилась пьеса. Дому вообще повезло на известных людей: по этому адресу в блокадном Ленинграде жил писатель Леонид Пантелеев, а после войны – отец Сергея Довлатова Донат Мечик.

Когда-то пьесу прославила постановка в БДТ, а теперь ее лучше всего помнят по фильму Никиты Михалкова 1978 года. Правда, в нем действие перенесено в Москву. И героиня работает мастером уже не на «Красном треугольнике», а на «Парижской коммуне».

Сейчас на Восстания, 22, – мини-отель, магазин косметики, лавка индийских специй. А мы поговорили с жилицей одной из немногих оставшихся здесь квартир. Марина Александровна с пятого этажа живет в доме на Восстания уже 30 лет.

– Вторая квартира? Я вам сейчас покажу, – с готовностью предложила она. – Видите, здесь сейчас магазин. Правда, в этой комнате камин красивый, а я его в фильме не увидела.

Пришлось разочаровать жительницу: оригинального камина в московской картине и не могло быть. На окнах лестничных площадок сохранились витражи и старые широкие подоконники. Марина Александровна вспомнила, что раньше витражей было больше.

улица Восстания, 22

Улица Восстания д. 22

Дверь в квартиру номер два с лестницы закрыта, вход с улицы – там магазин индийских специй.

– К нам иногда бывшие жители этой квартиры приходят, – рассказывает мужчина, видимо, владелец магазина. – Переехали в другие районы, ностальгия мучает. А в основном все камином интересуются.

В углу помещения действительно чудом сохранившийся в годы войны камин. Еще удивительнее то, что в доме сохранились деревянные дореволюционные полы. По словам владельцев лавки, недавно при ремонте из одной квартиры выбросили дубовый паркет.

Гостиница «Пять вечеров» разместилась на третьем этаже. При входе – стенд с краткой информацией об Александре Володине и пьесе «Пять вечеров». Постоялец, командированный из Северодвинска, рассказал, что отель выбирала его коллега, но он «с историей названия ознакомился».

– Мало кто знает, что такое «Пять вечеров», смотрел фильм или читал пьесу, – говорит администратор Дарья. – Я работаю здесь около года, за это время только раза три интересовались Володиным.

Дарью тоже пришлось разочаровать: она была уверена, что действие пьесы происходит на третьем этаже, именно там, где расположен отель.

«Мосты развели»

Самый «ленинградский» фильм, связанный с Володиным, – это, конечно, «Осенний марафон». Его снял в 1979 году по сценарию Володина Георгий Данелия. Все места действия узнаваемы: герой Олега Басилашвили живет на Васильевском острове, там же работает в Университете; переводы носит в редакцию на Невском, к любовнице ходит на Мойку. Совершенно оправданно сообщает жене, что «мосты развели». Может, именно после выхода «Осеннего марафона» эта фраза стала классической петербургской отговоркой для не явившихся ночевать мужей?

Квартира Бузыкина находится в доме на улице Кораблестроителей, 23, корпус 1, тогда еще новом. В фильме сюда приходит по утрам датский профессор Хансен, тут же поблизости они с Бузыкиным бегают трусцой. Дом с характерными арками на бетонных столбах, с фасада облицованный белой плиткой, а со двора краснокирпичный, и сейчас стоит на том же месте – на углу Кораблестроителей и набережной реки Смоленки. Только двор зарос березами, заросла и улица.

По диагонали через Смоленку, где еще несколько лет назад была пустошь, доминируют над окружающими домами корпуса нового жилого комплекса. За ними ведутся работы по намыву, отдаляя от жителей берег залива.

Рядом с домом нам удачно встретился живущий неподалеку «творческий человек» Олег. Рассказал, что и сам кинематографист.

– Данелия снимал в этом доме, – подтвердил он. – Вот эта арка, через нее Бузыкин с Хансеном бегут…

Выяснилось, что Олег живет тут с 1971 года, то есть как раз со времени постройки большинства домов, но самих съемок не видел.

Кадр из фильма «Осенний марафон»

Кадр из фильма «Осенний марафон»

В том же районе расположен универсам, в который герой Евгения Леонова, сосед Бузыкина, и профессор Хансен едут на велосипеде за добавкой спиртного. Он выглядит почти так же, как в фильме, только вместо характерной черной керамической плитки сейчас покрыт серой фактурной штукатуркой.

Рядом с бывшим универсамом стоит высотный недострой – судя по плакату, с 2007 года. А вместо надписи «Универсам» на здании светится синими буквами название торгового центра.

Еще один адрес из «Осеннего марафона» – квартира на Мойке, где живет героиня Марины Нееловой, любовница Бузыкина. Отсюда начинается фильм. В окно мы видим кораблик, идущий по реке, и синий фасад напротив. Это бывший «Дом военной книги» на Невском, 20. Значит, мы глядим из того самого здания, где во времена Пушкина находилась кондитерская Вольфа и Беранже и откуда поэт отправился на дуэль.

Скорее всего, комната Аллы находилась в квартире на втором этаже – сейчас там расположена жилая квартира и основной зал «Литературного кафе». Гардеробщик Юрий работает здесь последние семь лет, и за это время никто из посетителей не вспоминал об «Осеннем марафоне».

– У нас все спрашивают про Пушкина. А я и сам не знал, хотя фильм люблю и думал, что хорошо его помню, – удивился Юрий.

Ист.

Приложения и иллюстрации (кроме первой в тексте и первой в Приложении 2) подобраны нами. VA