Школьные лесничества Ленинградской области

Надо отметить, что на фестивале этого года*, конкурсные фильмы одновременно с привлечением внимания зрителя к острым экологическим проблемам современности, показывали и ростки положительных примеров.

Особое место на фестивале этого года занимают фильмы, тема которых – экологическое воспитание студентов и школьников. Фильм режиссера Ирины Чудовой называется «Школьные лесничества Ленинградской области». Любовь к природе, бережное отношение к ней, как совесть, воспитывается с детства. Если ребенок дома и в школе слышит, что Земля – это наш общий дом, о котором человеку надо заботиться и его беречь. Если он с детства обретает навык заботы о лесах, которые очищают воздух; о чистоте рек, которые несут воду озерам и морям, о недрах планеты, богатых полезными ископаемыми. Все это истинные ценности для человека, но полезны они, прежде всего, самой живой планете. Её организм – экосистема. Жизнь планеты напрямую зависит от состояния этого организма, с его флорой и фауной, воздухом и водой. Если ребенок растет среди взрослых, для которых забота о природе своего края – вещь естественная, и дети участвуют в этом вместе с родителями и учителями, тогда они вырастут со здоровым взглядом на себя и мир, с пониманием, что планета одна на всех. И не стоит забывать, что следующее поколение будет жить на той же планете. И предыдущее поколение должно оставить потомкам улучшенную планету. Иначе, какой смысл жизни целого поколения людей, если не усовершенствование человека как вида и планеты своим трудом. Мы временные работники на планете и наша цель создавать причины для ее улучшения, чтобы она с каждым человеческим поколением становилась красивее, чище, богаче ресурсами.

Но люди превратили планету в плацдарм для войн, и, судя по фильмам, которых становится на экране телевизоров всё больше, собираются превратить в плацдарм для войн и космос. Почему их развязывают – понятно и почему они вдохновляют режиссеров –продюсеров понятно – за ними стоят деньги. Но не понимаю зрителя, которому нравятся кровавые сцены, сцены насилия и агрессия на экране. А ведь фильмы – это особая форма матрицы, по которой строятся события нашего будущего. Сейчас дети не могут без сопровождения взрослых пойти в школу, библиотеку, в спортивную секцию, в кружок. И даже во дворе дети не могут гулять без взрослых. А мы могли. В 60-70-х годах преступности было на порядок меньше в городах. Но детям для нормального развития необходимо общаться, играть в коллективные игры. Находясь дома, предоставленные себе, даже, если мама или няня, дома они все равно общаются со сверстниками по скайпу, по телефону, и играют в игры, в компьютерные, где насилия и агрессии предостаточно. Они с детства получают прививку в сознание, что насилие, убийство разрешено.

Школьное лесничество – это тоже своеобразная игра, у которой свои правила, знания, требования. Это коллективная игра, причем, под руководством взрослых.

Фильм о школьном лесничестве затрагивает важнейшую тему воспитания – тему любви человека к природе. Школьные лесничества, – это хорошая практика помощи лесному хозяйству со стороны школ, с одной стороны, и важный аспект воспитания и образования детей – с другой. К тому же, судя по фильму, в этом есть и элемент интересной игры во взрослую жизнь. Каждый чувствует себя ученым-исследователем, стоящим на страже жизни леса. Из рассказов ребят видно, как их захватывает этот процесс.

Когда дети приходят на помощь лесам, спасают погибающие деревья, лечат их от болезней, они поступают как добрые герои сказок. А те, кто рубят сильные деревья, кто поджигают леса, убивая зверей и насекомых, в их глазах становятся сказочными злодеями. Именно в детском возрасте человек выбирает жизненную позицию, принципы и собственные ценности. И взрослые должны помочь детям не ошибиться. Один из космонавтов рассказывал, что его отец любил повторять, что самые дешевые ценности – это деньги. Уважение, здоровье, любовь, Жизнь – значительно дороже. Леса дарят всем живущим на Земле чистый воздух, красоту, пищу, а значит здоровье и жизнь. Поэтому охрана лесов – это охрана жизни на нашей планете, то есть, очень важное дело. Именно поэтому фильм о школьном лесничестве, затрагивает важнейшую экологическую тему. Воспитание и образование я отношу к теме развития экологии сознания.

В фильме о школьном лесничестве мне понравилась сама идея, создать в школе не ботанический кружок или клуб любителей природы, а настоящее лесничество. Лесничество – это серьезное дело. Это профессия. Там всё по-настоящему. Это истинный опыт экологической работы. И в то же время – увлекательная игра, которая требует специальных знаний и навыков, то есть обучает. Дети изучают лес теоретически и практически, следят за его ростом, развитием, чистят его, оберегают от вредителей и пожаров. Им приходится много читать дополнительной литературы, то есть, расширять свой кругозор, углублять знания о растениях. Лесничества дают ребятам опыт сотрудничества человека и природы, они обретают опыт помощи растениям и животным, когда они попадают в беду, когда болеют. Это учит состраданию, лечит душу от черствости, жестокости.

Важно и то, что непосредственно ухаживая за растениями, часто общаясь с ними, дети осознают, что растения живые, что живые и леса. А вырубка сильных здоровых растений на древесину – это в их сознании приравнивается к убийству живого существа. У них вырабатывается жизненная позиция, запрещающая любое убийство. А запрет на убийство – важнейший закон базовой нравственности. Но самое главное, что устремляя к лесу свое внимание, направляя туда свою заботу, дети обретают опыт истинной любви к природе. А любовь всегда дарит радость.

Дети из Школьного лесничества Ленинградской области, герои фильма с одноименным названием, режиссера Ирины Чудовой, много времени проводят в лесу, на свежем воздухе. Крепнут и здоровеют, вместо того, чтобы обретать гиподинамию, сидя за компьютером, уходя из реальной жизни в виртуальную. К тому же компьютерные игры и виртуальное общение, с одной стороны, делает детей беспомощными во всем вне этой виртуальности, а с другой стороны виртуальность захватывают ум в рабство, делает человека зависимым и слабым, в отличии от такого захватывающего дела, как познавать лес и помогать ему. Любовь к природе, привитая с детства, не позволит сердцу остыть а душе очерстветь. По крайней мере, я на это надеюсь.

… но есть надежда

Еще недавно редкому виду дальневосточного леопарда грозило исчезновение. Но люди пришли на помощь, и вид стал возрождаться. Сейчас в опасности Байкал, самое крупное и полноводное пресноводное озеро России, у которого до недавнего времени работала природная система очистки воды. Еще в 70-х годах экологи забили тревогу. Сегодня одно из самых прекрасных озер мира в опасности. Поднимается и еще одна проблема – обучению бережному отношению к природе студентов, будущих специалистов. Этим темам посвящено три очень добрых, очень красивых, я бы сказала во всех отношениях профессиональных фильма, представленных на конкурсный показ. Они стоят особняком, потому что на них душа отдыхает, так уставшая от жестокости, бесчувственности, алчности и глупости людей, в отношении к природе нашей планеты, о которых рассказывают большинство фильмов фестиваля.

Это «Байкал без границ» – сценариста, режиссера и оператора Михаила Чумака. Это очень красивый фильм. Красота Байкала завораживает. И трудно представить, как человек может губить такое озеро, такую красоту, эту сложнейшую, уникальную экосистему, очищающую воду озера. Но в этом фильм показаны только особенности Байкала и его красота. И воздействие красоты, может быть, даже сильнее, чем прямая критика и обличения. Однако, и то , и другое уместно, если это спасет Байкал.

«Дальневосточный леопард. Борьба за таежный престол» режиссера Наталии Кузнецовой и оператора Павла Шесточенко. Зверей, особенно таких, как леопард, снимать непросто, но смотреть такие фильмы чрезвычайно интересно. Фильм очень добрый, потому что показывает не только повадки зверя, но и то, с какой любовью относится человек к этим огромным прекрасным кошкам. Сейчас дальневосточный леопард находится под покровительством правительства России, и на его спасение выделяются средства. Лично меня это радует.

Третий фильм, подающий надежду, называется «Услышать, как растет трава», автор сценария Е. Сергиенкова и режиссер А. Долинина показывают процесс обучения молодых специалистов внимательному, бережному отношению к природе вообще. Анжелика Долина создатель и руководитель медиа-центра САФУ «Арктичекий мост», автор и режиссер документального цикла «Документальная провинция». Возможно , кому-то этот цикл известен.

Название фильма, уже говорит за себя. Чтобы «услышать, как растет трава», человеку надо поверить, что весь мир живой. Что у этого мира своя жизнь, и к этой жизни следует относиться с тем же вниманием, как к своей собственной. Этот мир чувствует, ощущает, испытывает страх и, наверное, любовь. Именно для того, чтобы научиться бережно, с любовью относиться к миру Арктики, в котором будущим ученым предстоит вести свои исследования, плавучий университет возник и существует. Это важно, чтобы молодые исследователи, будущие ученые, в реальных условиях, познали изнутри суровый край северных морей. Не по учебникам, а в экспедиции они постигают все тонкости своих будущих профессий. Это главное в обучении будущих ученых, и это удалось передать режиссеру в фильме. То, что трудно выразить словами, это то чувство, которое обретают учащиеся «Арктического плавучего университета» в сложных условиях экспедиции, то особенное, неуловимо-нежное, тонкое, глубинное отношение к скупой природе Арктики на уровне ощущений души. Это – истинное сокровище. Не плохо бы обрести то же чувство к живой и такой крохотной в сравнении с бесконечным космосом, но прекрасной планете по имени Земля каждому Человеку, живущему на ней.

Эти три фильма можно смотреть, просто наслаждаясь тем, что происходит на экране. Но каждый из них имеет «послевкусие», которое приводит к серьезным размышлениям о нас, людях, и о том, как мы живем. Красота и доброта этих фильмов заставляет еще острее почувствовать черствость, жестокость мира, который мы создали для себя сами, Ведь это только мы, люди, способны творить новые формы, часто не задумываясь об их истинном качестве, и о том, что изменится, когда наши идеи реализуются.

И еще один красивый и добрый фильм, о котором мне здесь хочется сказать – «Неизвестный Север», произвел на меня довольно сильное впечатление. Он стоит особняком. Он необычный, с точки зрения композиции, режиссуры, операторской работы. Это что-то между кино и фото альбомом. Кадры, которые представлены на суд зрителя, завораживают, затягивают и не отпускают внимание. Музыкальное сопровождение усиливает его медитативный эффект. Созерцание текущей воды, например, успокаивает, как-то «разглаживает» нервную систему и психику, вводит в релаксацию. Созерцание красоты, приятная музыка, благодатно воздействуют на настроение.

* Главы из материала “МЕРИДИАН НАДЕЖДЫ-2015″   нашего постоянного автора Черниговской Н.С. Полностью эссе будет опубликовано на сайте http://sir35.ru Работа получена редакцией 28.02.2016г.

Приложения

Байкал без границ

.


.

Документальный фильм «Байкал без границ» создан по заказу Программы развития ООН (UNDP) и Международного экологического фонда ООН (GEF). http://baikal.iwlearn.org

Кинопроект представляет совершенно новую тему. Это рассказ о том, из каких стран и земель, по руслу каких рек в озеро Байкал попадает вода, его питающая. Фильм снят в форме увлекательного кинопутешествия, зритель окажется в самом центре русской Сибири и в бескрайних монгольских степях. Маршрут киноэкспедиции составил 10 000 километров по обширному живописному пространству водного бассейна озера Байкал. Зритель увидит заповедники и национальные парки, крупнейшие города региона – Улан-Удэ, Иркутск, Улан-Батор и народы, проживающие в этих краях. Большой международный коллектив ученых стал участником проекта и его консультационным советом.

Авторы фильма: кинорежиссеры Елена и Михаил Чумак. Фильм снят на производственной базе киностудии «Атлас медиа» в 2014 году. Формат – HD.

Дальневосточный леопард. Борьба за таёжный престол


.

Документальный фильм 2014 года “Дальневосточный леопард. Борьба за таежный престол”, открывает зрителям удивительный мир самых редких кошек на нашей планете таким, каким его не видел ни один человек – это дальневосточный (амурский) леопард. Эти неуловимые и осторожные животные появляются из ниоткуда и исчезают в никуда, растворяясь на бескрайних просторах дикой дальневосточной тайги. Съемочная группа фильма потратила больше года, чтобы снять кадры, подобные которым еще никому не удавалось сделать. Борьба за выживание, воспитание потомства, охота, трапеза, тонкости взаимоотношений внутри одной семьи и конкуренция с другими леопардами. Этот фильм – уникальный шанс увидеть своими глазами жизнь дальневосточных леопардов.

Услышать, как растет трава
.

.

Научно-популярный фильм “Услышать, как растет трава” (Обладатель ГРАН-ПРИ Международного фестиваля неигрового кино “Арктика”, обладатель ГРАН-ПРИ VI международного медиафорума научно-познавательных, просветительских и инновационных программ «Разум XXI век», Призер IX Международного кинофестиваля научно-популярных и образовательных фильмов «Мир знаний-2014». Победитель в номинации “Лучший фильм-путешествие” II Международного кинофестиваля “Восточное Поморье”,2014г., Победитель в номинации «Фильм для молодежи» VII Международного фестиваля документальных фильмов и телевизионных программ “Северный характер”. Приз “За лучший учебный” Всероссийского экологического кинофестиваля «МЕРИДИАН НАДЕЖДЫ»).

Научно-популярный фильм “Услышать, как растет трава” рассказывает об экспедиции “Арктического плавучего университета”, которая состоялась в июле 2013 года. В основу фильма легли экспедиционные дневники. Географии путешествия авторы уделили особое внимание, создав подробную графическую карту, в мельчайших подробностях воссоздав острова и архипелаги, которые удалось посетить экспедиционной команде рейса.
«Услышать, как растет трава!» – эта фраза действительно отвечает уникальной красоте цветущей арктической тундры. Определяет она и одно из направлений исследований, которые проводились в ходе экспедиции. Работа биологического блока стала главным сценарным лейтмотивом фильма. Биологи собрали уникальный гербарий с труднодоступных арктических островов, которые многие считают безжизненным пространством. Цветущая Арктика даже для студентов-биологов оказалась неожиданным открытием!

Вместе с географическим блоком зритель отправится на поиски стоянки голландского путешественника Виллема Баренца, который более 400 лет назад построил «Дом спасения» в Ледяной бухте архипелага Новая Земля. С судостроительным блоком мы опустимся в машинное отделение судна, с гляциологами исследуем айсберги и снежные ложбины арктических островов. С океанологами опустимся на глубину Баренцева моря и в штормовых условиях займемся исследованием проб в химических лабораториях. Проведем опыты с биохомиками и побываем с метеорологами на труднодоступной метеостанции. Установим вместе с геоинформационщиками на базе национального парка «Русская Арктика» ветряк и систему солнечных батарей, увидим медведей, моржей и нерп, фантастические сферолиты острова Чампа, полюбуемся морскими просторами Арктики. Зрителя ждет множество событий и незабываемых приключений!

Над фильмом работали: Режиссер-Анжелика Долинина, сценарист-Елена Сергеенкова, операторы- Михаил Долинин (экспедиция), Петр Меньшиков (павильон), компьютерная графика- Василий Подойницын, монтаж- Анжелика Долинина, звукооператор- Олег Кожевин.

Приложения подобраны нами. К сожалению, фильм «Школьные лесничества Ленинградской области» найти не удалось.
VA