Текст: Светлана Биткина (Владимир)
Завершена сенсационная реставрация древнейшей русской иконы
Под многочисленными красочными слоями обнаружилась авторская работа XII века. Фото: Архив ВСМЗ

Под многочисленными красочными слоями обнаружилась авторская работа XII века. Боголюбовская икона Божией Матери. Фото: Архив ВСМЗ

Шесть лет светила отечественной реставрации спасали икону Боголюбовской Божьей Матери.

“Картина ужасного разрушения”

Боголюбовская икона Божией МатериЗа восемь с лишним веков она претерпела немало испытаний. Наиболее трагичным был для нее 1722 год, когда настоятель храма Рождества Богородицы решил растесать окна. Храм обрушился, и икона длительное время находилась под каменными завалами.

Реставраторам того времени пришлось заново сплачивать разошедшиеся доски, вклеивать фрагменты нового дерева в разломы и расщепы основы, подклеивать к основе обширные фрагменты отслоившейся живописи с левкасом и поволокой, а в утратах подводить новый левкас и прописывать всю живопись.

Негативную роль в судьбе Боголюбовского образа сыграла и известность. В 1771 году после перенесения иконы из Боголюбовского монастыря во Владимир прекратилась эпидемия чумы. И в 1772 году по случаю чудесного исцеления от чумного поветрия был установлен крестный ход с иконою по городу Владимиру и окрестным селам со службами в храмах и домах горожан и селян. Именно такое почитание, по оценке специалистов, и привело к тому, что к началу ХХ века живопись оказалась в плачевном состоянии.

“…Глазам открылась картина ужасного разрушения: изъеденная древесным червем доска большею своей частью обнажилась от левкаса и истлевшего холста и местами представляет собой труху, сыпавшуюся от малейшего прикосновения. На доске была найдена живая личинка червя, после первого осмотра нельзя было сказать, сохранилось ли что-либо от этого памятника”.

Такой икону увидели в 1918 году члены комиссии по сохранению и раскрытию памятников древней живописи под руководством И. Э. Грабаря при постановке на учет. С тех пор икона пережила три крупных реставрации, и перед каждой ставился один и тот же диагноз – крайне тяжелое состояние.

Белые пятна

Нынешней реставрации предшествовало событие, которое во Всесоюзном художественном научно-реставрационном центре (ВХНРЦ) имени И. Э. Грабаря назвали ЧП колоссального масштаба.
В ходе проверки состояния иконы “Богоматерь Боголюбовская” специалист Владимиро-Суздальского музея-заповедника обнаружила на ней белые пятна. Комиссия из московских специалистов по реставрации темперной живописи и музея-заповедника провела вскрытие климатической витрины, в которой хранится икона. В результате обследования были зафиксированы три очага плесени, отставания красочного слоя, шелушения, угрозы осыпей…

Очередная серьезная проблема с ее сохранностью возникла после передачи иконы по просьбе церкви в ставший действующим Успенский собор Княгинина монастыря во Владимире.

В 1993 году, на волне возрождения Церкви, Богоматерь Боголюбская по личной просьбе главы епархии была передана из Владимиро-Суздальского музея-заповедника в Княгинин монастырь во Владимире. По договоренности между музеем и обителью образ оставался в открытом для прихожан соборе в специальном климатическом киоте, обеспечивающем определенный уровень влажности и тепла. Как выяснилось позднее, климатическая витрина работала лишь в половину мощности: из четырех кассет, поддерживающих микроклимат, работали только две, одна и вовсе была продана. После одного из очередных обследований разразился громкий скандал, и в 2009 году в аварийном состоянии икона была возвращена в музей и на реставрацию.

Среди главных причин обострения “болезни” святыни специалисты назвали замену в храме полов из керамической плитки полированным цветным гранитом. В результате этого был нарушен воздухообмен.

Боголюбовская икона Божией Матери

Решение реставраторов было однозначным – вернуть икону из действующего храма в фонды музея-заповедника. И 4 июня 2009 года памятник был определен в отдельное помещение в Палатах музея и хранился в горизонтальном положении при температуре воздуха +18 – +19 градусов по Цельсию и влажности 49-50 процентов.

А в феврале 2010 года 9 столичных специалистов в области реставрации иконописи окончательно определились с судьбой святыни – “Богоматерь Боголюбовская” останется во Владимире. А приезжать сюда и работать вахтовым методом будут московские реставраторы.

С томографом и сканером

Реставрация продолжилась шесть лет. Ее назвали революционной, а труд художника-реставратора – подвигом. Чтобы понять масштабы прогресса, произошедшего в этой сфере за последнее столетие, необходимо вернуться в прошлое. Так, после поступления “Боголюбовской Божьей Матери” во Владимирский областной краеведческий музей в 1946 году реставратор Ф. А. Модоров провел укрепление красочного слоя вместе с записью методом заливки всей поверхности растопленным воском с добавлением парафина. А его коллегам из мастерских Всесоюзного художественного научно-реставрационного центра имени Грабаря, где икона находилась на реставрации 18 лет – с 1956 по 1976 год, потребовалась разработка специальной методики для удаления многочисленных восковых вставок, остатков загрязненного парафина и скрепления левкаса с основой.

Ставили задачу спасти древнейшую икону, а обрели подлинный образ

На этот раз реставраторы применили фантастическую методику исследований. Один из них – 3Д-сканирование, используемое в современном машиностроении. Метод заключается в сравнительном наложении двух трехмерных виртуальных моделей, сделанных с временным промежутком.

- Важно было понять, что делать, – рассказала заведующая отделом по научно-методической работе Елена Проханова. – Когда на одну цифровую модель накладывали другую, снятую через полтора месяца, видели, какова динамика восстановления иконы.

Также проводили комплексную томографию в военном госпитале Владимира.

- С ее помощью мы выявили очень сильное отставание красочного слоя, – продолжает Елена Проханова. – Увидели, что она буквально нашпигована гвоздями, и определили дальнейший порядок укрепления живописи и обработки от плесени. Сделали 68 профессиональных заклеек аварийных участков.

Боголюбовская икона Божией Матери

Возвращение к жизни

На основании таких исследований была разработана методика. А претворять уникальный метод на практике было поручено художнику-реставратору высшей категории, кандидату искусствоведения Александру Горматюку.

Коллеги считают, что реставрация “Боголюбовской Божьей Матери” потребовала от Александра Анатольевича самопожертвования. Далеко не каждый согласится вести такой образ жизни: бесконечные командировки в чужой город, скрупулезная многодневная работа в мастерской с микроскопом при температуре 18 градусов. И при этом – огромный груз психологической и профессиональной ответственности.

- Эта работа – важнейший этап моей жизни, – считает сам мастер. -Конечно, я испытывал огромное волнение и колоссальную ответственность. Был риск потерять эту жемчужину.

Мало кто верил, что памятник удастся возвратить к жизни. Думали, что первоначальная живопись погибла. Но после того, как было проведено десять микрораскрытий по удалению загрязнений, стали обнаруживаться участки, сохранившие авторскую работу. Постановили раскрыть живопись на лике Богоматери. На нём целиком перекрытый поздними наслоениями прочитывался авторский слой в хорошей сохранности. Так реставраторам открылась подлинная живопись ХII века.

Как рассказал реставратор высшей категории ВХНРЦ им.Грабаря Александр Горматюк, «в процессе укрепления и антиаварийных работ выяснилось, что необходимо снять какое-то количество записных слоев, которые мешают и разрушают икону. В результате всех этих работ начала появляться сама живопись XII века. Новые технологии, новые возможности позволили, по сути дела, завершить тот процесс, который вели несколько поколений реставраторов нашего центра, подытожить этот труд великим открытием — открытием самого лика Богородицы, написанного в третьей четверти XII века, и достаточно большого объема живописи одежды Богородицы, что позволяет оценить подлинную систему живописи того времени. Само по себе это имеет удивительно важное значение как для исследователей древнерусского искусства, так и для простых россиян, для которых эта икона по-прежнему является чудотворным образом». 

Подождем два года

Возможности лицезреть возрожденную национальную реликвию в подлиннике не было даже на выставке в Центре Грабаря, посвященной 100-летию ее реставрации. “Богоматерь Боголюбовская” хранится в специальном помещении ВСМЗ и недоступна для обозрения. Как было отмечено в протоколе реставрационного Совета № 1 от 15 января 2016 года, представленного в экспозиции выставки, решено “провести двухгодичный мониторинг, направленный на уточнение критериев и возможных ограничений в экспонировании памятника”.

- Реставрацию правильно сравнивают с лечением тяжелобольного человека, – поясняет заместитель генерального директора по научной работе Владимиро-Суздальского музея-заповедника Мария Родина. – Когда оно заканчивается, рекомендуют реабилитацию, санаторно-курортное восстановление. Явных признаков болезни нет, но неизвестно, как организм будет вести себя дальше.

Боголюбовская икона Божией Матери

Боголюбовская икона Божией Матери

Справка “РГ”

Национальная реликвия, святыня, уникальный памятник мирового значения, подобных которому в мире осталось не больше десятка, древнейший памятник иконописи на территории Северо-Восточной Руси – это далеко не полный перечень характеристик, которыми награждают специалисты икону Боголюбовской Божьей Матери, рожденную на Владимирской земле.

Ее создание связывают с преданием о явлении Богородицы князю Андрею Боголюбскому во время его моления близ устья реки Нерль в 1155 году. Написанная около 1158 года по велению князя Андрея, она считается первой иконой, написанной на Русской земле.

Ист.

Приложения

Боголюбская икона Божией Матери

День памяти:  Июнь 18

Боголюбская икона Божией Матери, одна из древнейших чудотворных икон России, написана в XII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского (память 4 июля) в память о явлении ему Божией Матери.

Лука Евангелист

Лука Евангелист

Икона Божией Матери Боголюбская

Икона Божией Матери Боголюбская

В 1155 году благоверный князь Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукою (впоследствии эта икона получила наименование Владимирской). В семи верстах от Владимира лошади, везшие киот с чудотворной иконой, остановились и не могли тронуться с места. Благоверный князь Андрей просил сопровождавшего его священника Николая совершить молебен перед иконой Божией Матери и долго со слезами молился перед чтимым образом. Затем он перешел в походный шатер, но не прекращал усердной молитвы. В это время ему явилась Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и повелела благочестивому князю образ Ее, принесенный из Вышгорода, поставить во Владимире, а на месте Ее чудесного явления построить храм и святую обитель.

Икона Божией Матери Боголюбская

Икона Божией Матери Боголюбская

Потом Она молитвенно подняла руки к небу, принимая благословение Христа Спасителя, Который явился в это время над землей, благословил Ее, и видение исчезло.

Исполняя повеление, благоверный князь Андрей заложил на указанном месте каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где образовался и монастырь. Затем святой князь призвал искусных иконописцев и просил изобразить Божию Матерь так, как видел Ее в явлении: во весь рост со свитком в правой руке (на списках – чаще в левой) и ликом, обращенным к Спасителю. Когда строительство церкви было завершено, благоверный князь Андрей перенес в нее написанный образ и установил ежегодное празднование в честь явления Божией Матери 18 июня, которое утвердилось в Русской Церкви. Монастырь и город, образовавшийся вокруг обители, благоверный князь Андрей назвал Боголюбовом, потому что, по его словам, “Божия Матерь возлюбила это место”, а сам князь с тех пор стал именоваться Боголюбивым или Боголюбским.

Икона Божией Матери Боголюбская

Икона Божией Матери Боголюбская

Чудотворная икона Божией Матери, принесенная из Вышгорода, впоследствии была перенесена из Боголюбова монастыря во Владимир, в Успенский собор, а явленная икона оставлена в Боголюбове и названа Боголюбской.

Образ Божией Матери Боголюбской прославлен неисчислимыми чудотворениями, на протяжении многих веков являя благодатную помощь верующему русскому народу. Слава о чудесах и знамениях, совершенных от иконы, побуждала верующих людей во многих местах России обращаться к написанию копий с чтимого образа, которые со временем получили широкое распространение и восприняли благодатную силу чудотворений.

Ист.

.

Мы русские. Жанна Бичевская. Подборка лучших романсов

.

.

Иллюстрации (кроме первой), примечания (петит) и приложения подобраны нами. VA