Похвальный лист земской школы, 1905 год

Похвальный лист земской школы, 1905 год

В X – XI веках грамотность у славян была доступна каждому, в то время как в Европе это была привилегия исключительно аристократов и представителей высшего духовенства. Но уже при Петре I историю Руси переписывали много раз в ущерб славянственности.

Грамотность славян. Берестяные грамоты
В   годы  коммунизма  нам  упорно  внушали,   что  большевиками   был  достигнут  небывалый прогресс,  было  покончено  с  неграмотностью,   и страна  сделала  огромный  прорыв.  Но это ложь.  Повальной  неграмотности  в  дореволюционной  России  не  было.  Именно с 1917 года были   разрушены   основы   русской   духовно-нравственной   культуры,   особенно   в  первые десятилетия  советской власти,  и  страна сильно деградировала.  Но,  как мы знаем из истории мира, завоеватели всегда переписывали историю, пытаясь увековечить себя.  И большевикам в этом не было равных…
Особый  цинизм лжи советской эпохи состоит в том,  что она,  поправ все достижения русских людей,  приписала  их  себе.  Испокон  веков  на  Руси было принято называть города именами людей, которые их основали.  Но большевики не брезговали ничем. Массовое переименование городов и улиц именами нерусских деятелей революции поражает по своим масштабам.

В царствование Императора Николая II народное образование достигло необыкновенного развития. Менее чем за 20 лет кредиты, ассигнованные Министерству Народного Просвещения, с 25,2 мил. рублей возросли до 161,2 мил. Сюда не входили бюджеты школ, черпавших свои кредиты из других источников (школы военные, технические), или содержавшиеся местными органами самоуправления (земствами, городами), кредиты которых на народное образование возросли с 70.000.000 р. в 1894 г. до 300.000.000 р. в 1913 г.

В начале 1913 г. общий бюджет народного просвещения в России достиг по тому времени колоссальной цифры, а именно 1/2 миллиарда рублей золотом. В 1914 году было 50 000 земских школ с 80 000 учителями и 3 000 000 учеников в них. В 1914 году в земствах было создано 12 627 публичных библиотек.
Журнал «ИСКРЫ», год 1911-Й, № 2,  25-летие существования городской бесплатной библиотеки-читальни, учрежденной В. А. Морозовой в Москве в память И. С. Тургенева. 1911 год.
Журнал «ИСКРЫ», год 1911-й, № 2,  25-летие существования городской бесплатной библиотеки-читальни, учрежденной В.А.Морозовой в Москве в память И.С.Тургенева.

Штамп дореволюционной Народной безплатной читальни-библиотеки деревни Середнево Георгиевской Волости Рыбинского Уезда Ярославской Губернии

Штамп дореволюционной Народной безплатной читальни-библиотеки деревни Середнево Георгиевской Волости Рыбинского Уезда Ярославской Губернии, переименованной большевиками 29 января 1919 года в Ленино-Володарскую Волость. ( Прим.: Володарский, настоящие имя и фамилия – Моисей Маркович Гольдштейн, 1891-1918. )
Эта безплатная читальня находилась в деревне, где не было церкви. Село в России до революции 1917 года чётко отличалось от деревни: в селе обязательно была церковь.
Народный дом в Воронеже. Такие дома для народа строились по всей стране.

Народный дом в Воронеже. Такие дома для народа строились по всей стране.

“Народный дом” являлся в дореволюционной России общедоступным культурно-просветительским учреждением.  Россия была первой страной в мире, где начали строиться подобные дома для народа.

Первый народный дом возник в 1882 году в Томске, а в Петербурге первый Народный дом открылся в 1883 году. И только годами позже Народные дома стали популярными в Англии, Шотландии, Турции и некоторых других европейских государствах  Только лишь в 1887 году в Англии возник новый тип народных домов – многофункциональных учреждений, предоставлявших вечернее образование для взрослых и внешкольное – для детей.
      Томск. Народные дома  Школьного и Физического о-в. Дореволюционная открытка.

Томск. Народные дома Школьного и Физического о-в. Дореволюционная открытка.

Видный деятель народного просвещения в Сибири, Пётр Иванович Макушин в 1882 году положил основание “Обществу попечения о начальном образовании в г. Томске”, с девизом: “ни одного неграмотного”.

В 1882 году Министерство Внутренних Дел утвердило устав Общества попечения о начальном образовании в Томске (одно из первых подобных обществ в России). В 1884 году была основана также библиотека.
Пользование библиотекой объявлялось бесплатным. Из собранных Советом Общества сведений видно, что в числе читателей библиотеки было около 77% учащихся начальных и уездных училищ в возрасте от 12 до 16 лет. Еще одним важным направлением в деятельности Общества стала организация с февраля 1883 г. публичных (народных) воскресных чтений. Уже за первый год было организовано 11 чтений.

Пётр Иванович Макушин

Пётр Иванович Макушин

Пётр Иванович Макушин (31 мая (12 июня) 1844, с. Путино Пермской губернии — 4 июня 1926, Томск)  был сыном причетника, учился в Пермской семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии. С 1868 по 1872 работал смотрителем Томского духовного училища.  По его же инициативе в Томске в 1889 положено начало музею прикладных знаний. В 1889 году Санкт-Петербургский комитет грамотности наградил Макушина золотой медалью Императорского вольно-экономического общества за особо выдающиеся труды по народному образованию.

Немалое внимание в деятельности Общества отдавалось самим учащимся. Совет Общества ежегодно собирал сведения об имущественном и семейном положении беднейших учеников, ежегодно организовывались сборы для бедных школьников на теплую одежду и обувь . За первый год существования Общества расходы в данном направлении составили 5100 руб. 43 коп. Кроме выдачи одежды и обуви, ученики снабжались необходимыми книгами, пособиями, канцелярскими принадлежностями, им выдавались денежные пособия, стипендии, наиболее отличившимся в учебе, а также из средств Общества выделялись суммы на обучение в гимназиях наиболее способных выпускников начальной школы. В 1887 году годовой приход общества достигал уже до 12,5 тыс. руб.

Народные дома России XIX — начала XX века старались объединить все формы образовательной и досуговой деятельности. Организуя культурный досуг населения, они ставили перед собой задачу развивать внешкольное образование, бороться с неграмотностью, вести лекционную работу. В них размещались библиотека с читальней, театрально-лекционный зал со сценической площадкой, воскресная школа, вечерние классы для взрослых, хор, чайная, книготорговая лавка. При некоторых народных домах устраивались музеи, где сосредотачивались различного типа наглядные пособия, используемые при чтении лекций в процессе систематических занятий, передвижные и постоянно действующие выставки.

А.И. Морозов «Сельская бесплатная школа» 1865 г.

А.И. Морозов «Сельская бесплатная школа» 1865 г.

*  * *

Н. П. Богданов-Бельский. «Устный счёт в сельской школе». 1896.

Н. П. Богданов-Бельский. «Устный счёт в сельской школе». 1896.

На доске пример для устного счёта:

(10²+ 11² + 12² + 13² + 14²) / 365 = ?
А вот пример алгебраической задачки из популярного общественного журнала “Нива” от 1887 г. ( №8 ), где на досуге читателям предлагается угадать загаданную русскую пословицу ( напомним, что калькуляторов и компьютеров под рукой у наших соотечественников тогда не было ):
Пример алгебраической задачки
(ответ см. в конце данного поста)
 ***
Еженедельный иллюстрированный журнал для семейного чтения "Родина", №47, 1896 года. Стр. 1726

Еженедельный иллюстрированный журнал для семейного чтения “Родина”, №47, 1896 года. Стр. 1726

***

Журнал Нива № 14, 1892 год.

Журнал Нива № 14, 1892 год.

***
"Общее введение в историю Российской Империи". Первый Том. Часть первая. 1835 год.  Автор: Доктор исторических наук при Кёнигсбергском университете, Фридрих Вильгельм Шуберт
“Общее введение в историю Российской Империи”. Первый Том. Часть первая. 1835 год.  Автор: Доктор исторических наук при Кёнигсбергском университете, Фридрих Вильгельм Шуберт.  Выдержки из описания о крепостных крестьян в России. Стр. 191-195. Перевод с немецкого:
Каждый церковный приход обязан на свои средства обеспечить возможность крестьянским детям от 6 до 10 лет обучаться в школе, а родителям самых лучших учеников предоставляются всяческие льготные условия при платеже оброка. Крестьянам разрешено торговать собственным урожаем по своему усмотрению, а также скупать в других деревнях различные изделия и торговать ими на рынках. Кроме того, они могут брать в долгосрочную аренду почтовые станции, а помещик выступает в этом случае гарантом. …В каждом селе есть свой деревенский депутат, которого крестьяне выбирают каждый год и который в случае каких-либо притеснений со стороны помещика должен донести эти жалобы до самой высшей инстанции.

Русский крепостной крестьянин. Опрятный, смышлёный и свободный.

 ***
"Еженедельный журнал о народах и странах "Заграница" (Das Ausland: Wochenschrift für Länder- u. Völkerkunde). № 150, Том 13, 1840 год. Стр. 597.
“Еженедельный журнал о народах и странах “Заграница” (Das Ausland: Wochenschrift für Länder- u. Völkerkunde). № 150, Том 13, 1840 год. Стр. 597.  Очерки из путешествия из Вятки в Пермскую губернию. Краткий перевод с немецкого:
Мы остановились в одном деревенском доме, очень чистом, и который мне так понравился, что несмотря на то, что я хотел скорее прибыть в Пермь, я остался там на несколько часов. Этот крестьянский дом произвел на меня впечатление своей красотой, а его жилец был образованным. Действительно, он умел читать и считать, и тут в Перми это является очень даже привычным делом, так как во всех больших селах имеются приходские школы. Все подростки до того как они начинают работать, обязаны идти в школу (в Пермской губернии количество школ составляет 51). И поэтому крестьяне, владеющие грамотой, в Пермской губернии не редкость.  С первого взгляда угадывается, что здешние крестьяне как нигде в России сохранили свои красивые древние русские обычаи. Они очень гостеприимны и добродушны, и, наверное, надо жить в Сибири, чтобы увидеть настоящую русскую душу в её подлинной сути.  Стиль жизни, традиции и обычаи – всё несёт в себе отпечаток русской древности.
***
Одних только газет издавалось в Российской Империи  с 1801 по 1918 г.г. более 5 тысяч наименований.
Первоначальное обучение было бесплатным по закону с самого начала правления Николая II, а с 1908 г. оно сделалось обязательным. С этого года ежегодно открывалось около 10.000 школ. В 1913 г. число их превысило 130.000. На 1918 год планировалось ввести обязательное бесплатное среднее образование.
Земская  школа 1908-1912
Земская  школа 1908-1912

В Российской Империи на 1913 год существовали уникальные многомоторные самолеты отечественного производства, развитая радиосвязь, разрабатывались вертолет (Сикорский), отечественный автомобиль, танк (Лебедев и другие), телевизор (Зворыкин), готовился проект гидроэлектростанций (позже стал называться ДнепроГЭС).

"Нива" иллюстрированый журнал литературы, политики и современной жизни. № 27, 6 июля, 1913 года.

“Нива” иллюстрированый журнал литературы, политики и современной жизни. № 27, 6 июля, 1913 года.

“Русский Витязь”— первый в мире четырёхмоторный самолёт который  дал начало тяжёлой авиации. Создан И. И. Сикорским в качестве опытного самолёта для стратегической разведки. Предусматривалось размещение как двух, так и четырёх моторов. Сикорский сконструировал самолёт в 1911 году, в то время, когда ни один самолёт не мог поднять больше 500 кг. 2 августа 1913 года был установлен мировой рекорд продолжительности полёта — 1 час 54 минут. Самолёт был рассчитан на безостановочный перелёт до 2.500 вёрст.
Российская подводная лодка
Российская подводная лодка “Львица” была заложена 3 июля 1914 года на Адмиралтейском заводе. Полностью готовый корпус был в разобранном виде перевезён в Ревель, где на заводе “Ноблесснер” лодку достроили. Спуск на воду состоялся 10 октября 1915 года, 14 апреля 1916 года лодка вступила в строй и вошла в состав 2-го дивизиона Дивизии подводных лодок Балтийского моря.

Было построено свыше 70 подводных лодок за 14 лет, при том, что до Николая II,  подводных лодок  в России не производилось вообще, а к 1914 году Российская империя располагала первым по численности подводным флотом (78 лодок), в то время как Англия, занявшая второе место, имела 77.

Машинный зал Гиндукушской ГЭС мощностью 1,35 Мвт на р. Мургаб (Туркмения).     Её строительство завершилось в 1909 г. ( фотография 1911 года, С.М.Прокудин-Горский )

Машинный зал Гиндукушской ГЭС мощностью 1,35 Мвт на р. Мургаб (Туркмения).
Её строительство завершилось в 1909 г. (фотография 1911 года, С.М.Прокудин-Горский)

Идея строительства Шатурской ГРЭС возникла ещё до Октябрьской революции. Место для ее строительства было выбрано в 1914 году Р. Э. Классоном по причине богатых залежей торфа. В марте 1917 года Московская городская управа поручает И. И. Радченко и А. В. Винтеру начать подготовку строительства электростанции на Шатурских торфяных болотах, однако в связи с последующими событиями в истории страны работы были приостановлены.

Весной 1918 года Советское правительство возобновляет работы по строительству Шатурской электростанции, для чего организуется управление «Шатурстрой», начальником которого назначается А. В. Винтер. Работы по строительству Шатурской электростанции

Книга “Шаги Советов 1917-1936″ издания 1979 года. Хроника 1925 года. Коммунистическая пропаганда преподносит разработку Шатурской ГЭС исключительно как “Ленинское электродетище” и в книге говорится только о “ленинском плане электрофикации”. На странице справа хроника 1927 года. “Город Ленина”, ” В стране Ленина” …… До Ленина не было ничего……
Общественный журнал "Природа и люди" № 29, 1914 год. Отрывок из статьи.
Общественный журнал “Природа и люди” № 29, 1914 год. Отрывок из статьи.

Путиловский завод, например,  названый большевиками “Красный Путиловец”, и выдаваемый за достижение советской индустриализации, был основан по указу императора Павла I от 28 февраля 1801 года, в котором повелевалось перенести в Санкт-Петербург Кронштадтский чугунолитейный завод. Днём рождения завода считается 3 апреля 1801 года, когда на нём было отлито первое пушечное ядро. В 1844 году на заводе начат выпуск железнодорожных рельсов.

Выставка в Екатеринбурге. Журнал "Нива" № 42,  1887 год.C 1868 по 1880 год заводом владел русский предприниматель Н. И. Путилов, по фамилии которого завод получил наименование Путиловского. В этот период на заводе была пущена мартеновская печь, построена сталепрокатная мастерская, начато производство железнодорожных вагонов. В 1874 году образовано акционерное «Общество Путиловских заводов». В 1880-е гг. на заводе также началось строительство миноносцев и корабельных башенных орудий для броненосцев, а в 1894 году — производство паровозов.

В 1900 году Путиловский завод занял первое место по выпуску среди русских металлургических и машиностроительных заводов, а в Западной Европе уступал лишь заводам Круппа в Германии и Армстронга в Англии.

В Российской Империи до 1917 года уже было проложено много железных дорог, Транссибирская Магистраль была построена Николаем II, и освоение Сибири шло полным ходом.

Протяженность железных дорог в Российской Империи составляла на 1917 год 70 260 км!
Французская почтовая открытка 1900-ых годов

Французская почтовая открытка 1900-ых годов

Железнодорожная сеть СССР на 1 января 1938 г. по протяженности занимала второе место в мире и составляла 85 100 км, не многим больше, чем до 1917 года.

Но советская власть выдавала это как исключительно своё достижение.

По темпам промышленного производства Российская империя к 1914 году вышла на 1-е место.

До революции Россия традиционно была одной из самых трезвых стран Европы. Меньше нас в Европе пила только Норвегия. Мы стояли на предпоследнем месте в мире по душевому потреблению алкоголя в течение трёх столетий с XVII до начала XX века.
Миф о пьянстве на Руси

 Дореволюционная открытка  «Ессентуки в недалеком будущем. Курсовая улица». Издание И. Александровича (Кисловодск).

Дореволюционная открытка «Ессентуки в недалеком будущем. Курсовая улица».
Издание И. Александровича (Кисловодск).

И это не было фантастикой, в Российской империи в те годы разрабатывались уникальные проекты, и многие идеи на десятилетия опережали свое время.      Изобретатели Российской империи.

"Подвесная электрическая дорога". Проект инженера Ипполита Владимировича Романова.  Из журнала "Нива",  № 30, 1900 года.

“Подвесная электрическая дорога”. Проект инженера Ипполита Владимировича Романова.
Из журнала “Нива”, № 30, 1900 года.

При  Николае  II  подписано  менее  1,5  тысяч  смертных  приговоров,   при   Ленине   только официально  уничтожено  свыше  1,5  миллионов  русских  людей. При Николае II была свобода прессы, свобода слова, свободы столько, сколько не было ни до, ни после его правления. Достаточно почитать газеты дореволюционного периода и принять во внимание что даже многие революционные газеты издавались вполне легально в России, например легальный большевистский журнал “Молодость”, выходивший с 1906 года.
Типичный образец коммунистической пропаганды. Книга " Шаги Советов", издания 1979 года.
Типичный образец коммунистической пропаганды. Книга ” Шаги Советов”, издания 1979 года. Приводятся статьи из газеты “Правда”, 12 ноября 1927 года, на праздновании 10-летия Октябрьской революции.
Дореволюционную Россию назвают “тёмная”, с 80% неграмотного населения и что достижения СССР на 1927 год являются достижениями не русских а международного пролетариата.

Статистический Отдел Ярославского Губернского Земства. Население г. Любима, Ярославской Губернии. 1913 год.

Статистический Отдел Ярославского Губернского Земства. Население г. Любима, Ярославской Губернии. 1913 год.

Статистический Отдел Ярославского Губернского Земства. Население г. Любима, Ярославской Губернии. 1913 год.

№ 22 ЖУРНАЛА «ИСКРЫ, ГОД 1911-Й Школьная выставка.Образ жизни, который выставлялся достижением советской власти, существовал уже до неё.

№ 22 ЖУРНАЛА «ИСКРЫ, ГОД 1911-Й
Школьная выставка.
При Ольгинском Пятницком 3-ем городском начальном училище, в Москве, открыта выставка ученических работ по рисованию, лепке, ручному труду и рукоделию.
Фот. Б. Яблокова.
Подписи:
Вышитый разноцветной шерстью ковер.
Детская иллюстрация к рассказу.
Работы из дерева с резьбой и выжиганием.
Урок гимнастики. Лепка.

Водный спорт в Москве.
Фот. С. И. Манухина.
Подписи:
Л. В. Шмидт, единственная сейчас в Москве спортсменка, ездящая на одиночке-клинкере.
Председательница спортивного кружка моск. высших женских курсов А. С. Четверикова.
Дамская команда четверки, с успехом выступающая на гребных гонках на Москве-реке.
Участники состязания в плавании поперек Москвы-реки. Четвертый слева — г. Кукушкин, приплывший первым.

Из Журнала "Нива", № 10,  1906 год. Первый в мире женский политехнический институт был основан в России, в Петербурге.Из Журнала “Нива”, № 10,  1906 год.

Первый в мире женский политехнический институт был основан в России, в Петербурге.

По количеству женщин, обучавшихся в высших учебных заведениях, Российская империя занимала первое место в Европе, если не во всём мире(Бразоль Б.Л. Царствование Императора Николая II 1894-1917 в цифрах и фактах, 1958 г.)

Из журнала "Нива", № 35, 1913 год

Из журнала “Нива”, № 35, 1913 год

Школьная форма на государственном уровне впервые была введена в 1834 году, во времена императора Николая I. Закон вводил общую систему гражданских мундиров в России.

Под него попадали и гимназические и студенческие мундиры для мальчиков. Вместе с изменениями в моде менялся и фасон мундиров: последний раз внешний вид гимназистов и студентов меняли в 1913 году.
Для девочек-гимназисток форму ввели только в 1896 году.
Школьная форма на государственном уровне впервые была введена в 1834 году, во времена императора Николая I.
Школьная форма до 1917 года была предметом гордости. Мальчикам тогда полагалось носить форму военного фасона, а девочкам – темные строгие платья с плиссированными юбками до колен. По праздникам – белый фартук. Девочки обязательно носили косы с бантами.
       Крестьянские дети - ученики Рыбацкого Высшего Начального Училища 1913-1914 гг.

Крестьянские дети – ученики Рыбацкого Высшего Начального Училища 1913-1914 гг.

В 1918 году гимназическая форма дореволюционной России была признана буржуазным пережитком и отменена вместе со многими другими разумными наработками в области образования. До 1949 года форма в школьных учреждениях отсутствовала.
Конечно, гимназическая форма была некой привилегией. Но при Николае II развитие народного образование шло огромными темпами и становилось более доступным широким слоям населения.

    

 Ученики Земского Начального училища села Рыбацкое. 1913-1914 гг.

Ученики Земского Начального училища села Рыбацкое. 1913-1914 гг.

 Ученики церковно-приходской школы, окружившие священника Николая Кулигина.


Ученики церковно-приходской школы, окружившие священника Николая Кулигина.

Уже в 1908 году в Российской Империи вступила в силу программа введения всеобщего обучения, которая должна была завершиться между 1919 и 1924 годом.

При Николае II начальное образование стало бесплатным и общедоступным, а советская власть вновь на несколько десятилетий официально ввела весьма высокую плату за обучение.

В 1908 году в Российской Империи вступила в силу программа введения всеобщего обучения, которая должна была завершиться между 1919 и 1924 годом.Если в 1914 году в России училось около 11 миллионов школьников, то к 1922 году их осталось чуть больше шести миллионов. Сказалось и закрытие церковно-приходских школ. Всеобщее образование в России состоялось только десятилетия спустя.

Но время не остановилось бы и в Российской Империи.

Подробнее об истории школы села Рыбацкое можно посмотреть здесьИстория одной школы

Также фотографии крестьян этого селаКрестьяне села Рыбацкое

О возможности получения образования для детей из низших классов общества в Российской империи : История семьи МайеровыРешающую роль в ликвидации неграмотности в стране сыграли реформы Николая II, советская власть лишь затормозила образование в стране, и только десятилетия спустя удалось нарастить темпы развития. 

По социальному происхождению в 1914 г. студентов из низших слоев (из разночинцев, рабочих, крестьян и пр.) было:  в средне-технических учебных заведениях – около 80%, в технических ВУЗах – более 50%, в университетах – более 40%. Доля студентов из низших слоев с каждым годом увеличивалась.

Для сравнения: доля крестьян в 1914 г. в университетах была около 14%, в технических ВУЗах даже более 21% , а в 1977 г. – около 11% . Конечно, отчасти это объясняется общим снижением численности деревенских жителей, но и доля студентов из рабочих семей до 1917 г. была не намного ниже, чем в 1970-х годах (24-32%  вместе с мещанами в 1914 г. и около 34 % в 1978 г.)
(С.В.Волков. “Интеллектуальный слой в советском обществе”).
Примерную картину о жизни провинциальных городков дореволюционной России можно узнать из истории города Молога, затопленного большевиками.
МОЛОГА. История затопленного города.
По цветным фотографиям Сергея Михайловича Прокудина-Горского, сделанных им во время его фотопоездок по всей Российской Империи можно судить о жизни и быте людей дореволюционного времени.
Научный проект “Наследие С.М. Прокудина-Горского”Фотографии С.М.Прокудина-Горского (1902 фотографии)
Вид провинциального русского города Златоуста до революции. 1909 год. (фото С.М. Прокудина-Горского)

Вид провинциального русского города Златоуста до революции. 1909 год. (фото С.М. Прокудина-Горского)

   А вот так выглядели города Российской Империи до прихода власти большевиков. Но в годы коммунизма нам показывали только страшные картинки о “свинцовых дикостях русского народа”:     Красота русских городов Российской Империи

С. М. Прокудин-Горский. Группа деревенских детей. 1909 год. На дальнем плане Пятницкая церковь в Белозерске.

С. М. Прокудин-Горский. Группа деревенских детей. 1909 год. На дальнем плане Пятницкая церковь в Белозерске.

Отдельно нужно сказать о положении крестьян в годы крепостничества. Тогда существовала крестьянская интеллигенция, которая появилась в России во 2-й половине XVIII в. из среды крепостного крестьянства, главным образом дворовых. Крестьянская интеллигенция внесла большой вклад в развитие демократического направления русской национальной культуры.

Выходцы из крепостных крестьян известны в русской культуре XVII и 1-й пол. XVIII вв. (зодчие Я. Г. Бухвостов, П. Потапов, Д. Мякишев, В. И. Белозеров).
Со 2-й пол. XVIII в. крепостные широко использовались как управители имений, канцеляристы (“ходатаи по делам”), врачи, учителя, а также художники различных специальностей: архитекторы, живописцы, мастера прикладного искусства, деятели театра и музыки.
Неземная красота русского города. Старица на Волге

Неземная красота русского города. Старица на Волге

Характерными центрами сосредоточения и деятельности крестьянской интеллигенции  были подмосковные усадьбы Н. П. Шереметева, Н. Б. Юсупова – Кусково, Останкино и Архангельское (ныне музеи).
Несмотря на то, что получение образования для крепостных было затруднено, некоторые из них достигали высокого уровня профессиональной подготовки в результате частного ученичества или в качестве сверхштатных учеников Академии художеств или университетов.
Крестьянская интеллигенция внесла значительный вклад в развитие различных областей культуры: в архитектуре – А. Н. Воронихин, его помощник И. Колодин, Т. Простаков, получивший свободу в глубокой старости, академик и проф. архитектуры И. Семенов (крепостной А. А. Аракчеева, получивший свободу в 40-х гг. XIX в.), И. И. Свиязев – преподаватель Горного института и старший архитектор на постройке храма Христа Спасителя в Москве (40-е гг. XIX в.); в живописи – Ф. С. Рокотов, M. Шибанов, E. Камеженков (после освобождения – академик), И. П. Аргунов (умер крепостным), Н. И. Аргунов, В. А. Тропинин, О. А. Кипренский, Г. В. Сорока (освобожден по реформе 1861 г.), Т. Г. Шевченко, П. М. Шмельков.
Крупными представителями русской музыкальной культуры XVIII – нач. XIX вв. были крепостные: композитор М. А. Матинский, композитор и скрипач И. Е. Хандошкин, композитор и руководитель хоровой капеллы Шереметевых С. А. Дегтярев, композитор А. Л. Гурилев, хормейстер Г. Я. Ломакин.
В области литературы, кроме Шевченко, были известны в 1-й пол. XIX в. И. С. Сибиряков, И. И. Варакин, С. Н. Олейничук, Ф.Н. Слепушкин, Е. И. Алипанов, Суриков И.З. Выходцами из крепостной среды были прогрессивные писатели 60-70-х гг. А. Кирпищиков и Ф. Д. Нефедов. Особенно значительна роль крепостной интеллигенции в развитии русской театральной культуры XVIII-XIX вв. Крупнейшими актерами крепостной сцены были П. И. Ковалева (по сцене Жемчугова), Т. В. Шлыкова (по сцене Гранатова), Мочалов-старший (отец великого трагического актера), М. С. Щепкин, получивший свободу после 17 лет сценической деятельности.О жизни крепостных крестьян можно узнать из рассказов иностранных путешественников, 18 -19 веков. В этих описаниях быта русских крестьян, особенно выделяется их необычайное благосостояние, и нормальная размеренная жизнь.
Ярославль XVIII – XIX веков глазами иностранных путешественников.О наших предках глазами свидетелей прошлых веков. Фёдор Никифорович Слепушкин например, будучи крепостным крестьянином, изучил грамоту, занимался поэзией и рисованием, стал известным поэтом по всей Европе, его стихи переводились на многие европейские языки. Откуда же у якобы “крепостного раба” было столько времени заниматься поэзией?
Целые театральные коллективы из крепостных работали в столицах. В 70-80-х гг. XVIII в. театр Шереметева в Кусково, а в 90-х гг. в Останкино по своему художественному уровню не уступал лучшим профессиональным театрам Москвы и Петербурга. В провинции были широко известны крепостные театры Каменского в Орле, Есипова в Казани, Шаховского в Н. Новгороде, Хорвата в с. Головчине Курской губ. Всего в конце XVIII – начале XIX вв. насчитывалось свыше 170 крепостных театров, из них 58 в Москве, 27 в Петербурге.

Журнал "Искры" № 43, Воскресенье, 6 ноября 1911 г. Крестьянский театр.Журнал “Искры” № 43, Воскресенье, 6 ноября 1911 г.
Крестьянский театр.
Село Бурмакино, Ярославской губернии.
Исполнители — местные крестьяне-кузнецы. Ставили пьесы режиссеры Отдела содействия устройству фабричных и деревенских театров при Московск. отделении Императорского русского технического общества — Н. В. Скородумов и В. В. Готовцев.

Подписи:
Четвертое действие. «Первый винокур» Л. Н. Толстого в исполнении крестьян. Шестое действие.
Кремлевские палаты (I карт.) «Борис Годунов» в исполнении крестьян. Келья в Чудове монастыре (III карт.)
Царская дума (VIII карт.). Царская палата. Смерть Бориса (IX карт.)

Из крепостных вышли видные ученые XIX в. А. Никитенко, А. Теплоухов, С. Власов, И. Голышев, изобретатели братья Черепановы. Во 2-й четверти XIX в. начался процесс постепенного исчезновения крестьянской интеллигенции. Обучение и содержание “собственных” творческих коллективов становится экономически невыгодным, а иногда и просто невозможным. Большие культурные очаги типа Архангельского распадаются. Часть крепостных художников и музыкантов дисквалифицируется при использовании на хоз. должностях, часть, получив свободу, сливается с демократической разночинной интеллигенцией. Целые крепостные оркестры и труппы приобретаются у владельцев дирекцией императорских театров, некоторые крепостные театры в провинциальных городах реорганизуются на коммерческих началах.
Лит.: Сакулин П. Н., Крепостная интеллигенция” в кн.: Великая реформа, т. 3, М., 1911; Коц Е. С., Крепостная интеллигенция, Л., 1926; Дынник Т., Крепостной театр, М.-Л., 1933; Безсонов С. В., Крепостные архитекторы, М., 1938; Елизарова Н. A., Театры Шереметевых, М., 1944; Познанский В., Таланты в неволе, М., 1962.
Нельзя не вспомнить великого гения М. В. Ломоносова, выходца из крестьянского сословия. Пример истории крепостных крестьян можно взять из семьи Дунаевых:
Краткая история семьи Дунаевых
В 1916 году уже 80% призывников были грамотными. Анкета, произведенная советами в 1920 г. установила, что 86% молодёжи от 12 до 16 лет умели писать и читать, и научились они этому до революции, а не в годы гражданской войны. (Назаров М. Россия накануне революции и Февраль 1917 года. Раздел N2.)
Наиболее распространённым способом оценки уровня грамотности в стране является статистика комиссий по призыву новобранцев, которая позволяет установить долю грамотных. В России, где была введена всеобщая воинская повинность, этот способ являлся наиболее отражающим ситуацию, так как новобранцы выходили из разных слоёв населения и из разных областей государства, и призывы новобранцев совершались периодически, из года в год.
Конечно же нельзя ставить в один ряд моноэтнические государства Европы и Российскую Империю с огромной территорией и множеством народов. Хотя нужно отдать должное, многие народности в Российской империи призыву на военную службу не подлежали.

 Таблицы из первого издания Большой Советской Энциклопедии (1929-30гг)

 Таблицы из первого издания Большой Советской Энциклопедии (1929-30гг)

Таблицы из первого издания Большой Советской Энциклопедии (1929-30гг)

Стоит заметить, что согласно по переписи населения 1937 года 30% женщин не умели читать по слогам и подписывать свою фамилию (таков был критерий грамотности при переписи). В целом, четвертая часть населения в возрасте 10 лет и старше не умела читать, хотя говорилось о всеобщей грамотности. Данные переписи были немедленно изъяты и уничтожены.Позднее СНК СССР в постановлении от 23 сентября признал организацию переписи населения неудовлетворительной, а сами материалы переписи дефектными. Новую перепись назначили на январь 1939 года. Вопросник 1937 года при этом подвергся переработке: вопрос о национальной принадлежности был значительно упрощён, вопрос о грамотности был сформулирован так, чтобы получить максимальное число грамотных, а вопрос о вероисповедании был исключён совсем.
Первыми «вредителями», выявленными 31 марта 1937 года, стали ответственные за подготовку и проведение О. А. Квиткин (начальник Бюро переписи населения ЦУНХУ СССР), М. В. Курман (начальник Сектора населения), Л. С. Бранд (Брандгендлер) (заместитель начальника Бюро переписи населения) и И. М. Обломов. Начальник Управления народно-хозяйственного учёта Госплана СССР И. А. Краваль был арестован 31 мая 1937 года и впоследствии расстрелян.

Такая статистика не удивляет, так как после революции 1917 года Россия “благодаря” большевикам погрузилась в хаос и массовую резню. Гражданская война, красный террор, подавление крестьянских восстаний, разрушение церквей, массовые расстрелы, и как следствие, голод 30-ых годов.
В 1921 году в России насчитывалось 4,5 млн беспризорников, в 1922 году было уже 7 млн беспризорников, хотя реально их было гораздо больше. Угрожающие размеры беспризорность приняла в 1921- 1925 гг.

Нет, это крестьяне не при Николае "Кровавом" ....это они после стольких лет избавления большевиками крестьян от его "тирании".

Нет, это крестьяне не при Николае “Кровавом” ….это они после стольких лет избавления большевиками крестьян от его “тирании”. 
Но газеты того времени, конечно, об этом не писали. Надо отдать должное, уровень пропаганды коммунизма был на высоте.
Уровень пропаганды коммунизма был на высоте.        "Тимашовец" - газета шахтеров города Брянка Ворошиловоградской области. 1938 год.

Посмотрим, как же обстояла ситуация с грамотностью населения в Европе в конце XIX и начале XX веков.

Из статьи  Robert A. Houston, Институт европейской истории имени Лейбница (The Leibniz-Institute of European History, IEG), Mainz,  26.01.2012 :
“Понимание ситуации с грамотностью в современной Европе невозможно без учёта общественных, культурных и политических сил, которые содействовали её историческому развитию или препятствовали. Только в конце 19-го столетия регулярное и продленное посещение школы стало для британских детей центральной частью образовательного процесса, а в Восточной и Южной Европе лишь с 1945 г. В 1900 году Западная Европа была разделена по грамотности на экономически развитый и главным образом протестантский север, центр с выраженными региональными различиями, например, Францию, и менее грамотный, слаборазвитый юг, прежде всего, Италию. Во большей части Восточной Европы ситуация была примерно как на юге. Особенно чрезвычайный пример  мучительно медленного темпа перемен и позднего массового обучения грамоте – это Португалия. В 1890 году среди её населения старше семи лет от роду 76 % жителей были неграмотны, в 1900 году доля неграмотных среди населения слегка упала до 74 %, и только в 1911 году – до 70 % . В 1930 году доля неграмотных находилась все еще около 68 % и только в 1940-ые годы больше чем половина португальского населения могла читать и писать – через 100 лет после Англии и 150 лет после того, как территории северо-западной Германии и низменностей Шотландии  достигли этого порога. Проявления событий ранней современности были настолько трудно обозначимыми, что вели к устойчивым различиям даже в странах, которые могли иметь почти универсальную грамотность в 1800. Еще в 1921 году  30 % финнов не могли читать и писать, это более низкий уровень развития чем в тогдашней Италии.  Последствия обучения грамотности ранней современной по-прежнему ощущаются и сегодня.”
Robert A. Houston, St Andrews
Жизнь простого населения Европы 20-го века была очень непростой и тяжёлой…Но почему мы думаем о Европе только хорошее а о России только плохое?
посмотрим на Германию
Кстати, нужно отметить, что в современной Германии, с населением около 82 млн. человек, среди взрослого населения 7,5 млн человек неграмотны, то есть почти не умеют читать и писать. ( По данным исследования Университета города Гамбург, 28.01.2011)
Сайт министерства образования ФРГ
Данные Министерства Статистики ФРГ по количеству взрослого населения (30. September 2010)
Население: 81,758 млн.чел.
18-21 лет:  2.821.971 чел.
21-40 лет: 20.923.656 чел.
40-60 лет: 23.361.160 чел.
60-65 лет: 5.197.776 чел.
65-лет и больше: 15.367.451 чел.
Общая численность взрослого населения : 67.672.014 чел.
Каждый восьмой взрослый житель Германии в 2013 году, едва умеет читать и писать!
Как мы знаем, Германия является самодостаточным государством с высоким уровнем жизни.

Но русофобия, насаждаемая в Европе и в самой России, всегда являлась частью либерально-демократической идеологии, с целью раскола немецкого и русского народов. Большевики, являющимися бывшими либералами, поставили в основу своей политики внушение русским комплекса неполноценности, путем демонизации русской культуры и истории.

ВПЕРВЫЕ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ редчайшая книга немецкого автора 1850 г. о России, русских людях и их быте.

До сих пор неопубликованная и неизвестная в России, абсолютно редкая книга Адольфа Цандо (Adolphus Henry Zando)  "Состояние дел в России в 1850 году" (Russische Zustände im Jahre 1850, Verlag Nestler&Melle), изданная в 1851 году в Гамбурге, Германия

Но как же быть с так настойчиво насаждавшимся нам в годы коммунизма мифом о повальной неграмотности в Российской Империи? Ведь не секрет, что большевики печатали и завозили в Россию тонны агитационной литературы, газет и листовок для якобы неграмотных рабочих и крестьян.
В самой России так же печаталась масса революционных газет, в частности “Солдатская Правда”, ежедневная большевистская газета, издававшаяся в Петрограде с 15 апреля 1917 до 6 марта 1918. С 15 (28) апреля 1917 являлась органом Военной организации при Петербургском комитете РСДРП (б).
В газете было напечатано более 60 статей В. И. Ленина, широко освещалась жизнь армии. До июля 1917 вышло 60 номеров, тираж 50—75 тыс. экз. В редакцию входили: В. И. Невский, Н. И. Подвойский и др.; активно участвовали М. И. Калинин, Н. В. Крыленко, К. А. Мехоношин. С июля по октябрь 1917 выходила под названием “Рабочий и солдат” и “Солдат”. С 27 октября (9 ноября) издавалась под прежним названием; вышло 158 номеров.
С 27 марта 1918 по постановлению ЦК РКП (б) вместо газеты “Солдатская Правда”, “Деревенская беднота”, “Деревенская правда” стала выходить газета “Беднота”.
Статс-секретарь Циммерман с удовлетворением телеграфировал, что «мирная пропаганда Ленина становится все сильнее и его газета “Правда” печатается уже в 300 000 экземпляров»
Первый номер газеты под названием  «Извѣстія Петроградскаго совѣта рабочихъ депутатовъ» вышел 28 февраля 1917 года в Петрограде — как печатный орган образованного Петроградского совета рабочих депутатов.
В связи с переездом большевистского правительства в Москву (март 1918) газета стала издаваться в Москве. Первый номер «Известий» в Москве, вышел 12 марта 1918 года под названием :
«Извѣстія Всероссійскаго Центральнаго Исполнительнаго Комитета Совѣтов Крестьянских, Рабочих, Солдатских и Казачьих Депутатов и Московскаго Совѣта Рабочих и Красноармейских Депутатов»  (газета до 19 октября 1918 года продолжала использовать дореформенную орфографию, но без буквы «ъ»).
Например газета “Искра”:
Редакция «Искры» работала в Мюнхене. Её членами были Ленин, Плеханов, Мартов (Цедербаум), Аксельрод, Засулич, Парвус (Гельфанд) и Потресов. Первый номер газеты вышел в Лейпциге к 11 (24) декабря 1900 года. Начиная со второго номера газета издавалась в типографии, находившейся на квартире Парвуса. До 1902 года газета издавалась ежемесячно, а с 1902 — каждые две недели. Тираж составлял около 8 тысяч. В апреле 1902 года, после того как германское правительство запретило издавать газету на своей территории, редакция переехала из Мюнхена в Лондон, а в 1903 году в Женеву.
Главари пролетарской революции: Ленин, Зиновьев (Апфельбаум), Луначарский, Троцкий (Бронштейн), Каменев (Розенфельд), Янкель Мовшевич Свердлов.

Главари пролетарской революции: Ленин, Зиновьев (Апфельбаум), Луначарский, Троцкий (Бронштейн), Каменев (Розенфельд), Янкель Мовшевич Свердлов.

Так как же читал  ”неграмотный” электорат всю эту  массово издаваемую прессу?
Кому же печатали это всё нерусские революционеры, большую часть своей жизни проведшие за границей (на какие деньги?), и так радеющие за благо русского рабочего и крестьянина, которые, по их словам, не могли этого прочитать?
Но, собственно говоря, благо русского мужика не являлось сутью “русской” революции. Это была борьба за власть различных группировок, таких как Бунд, Сионисты, Социалисты, Анархисты и т.п., которых объединяла лишь одна цель – свержение Императора Николая II, подкрепляемая ненавистью ко всему традиционно русскому.
Весьма показательно пишет издание “Группы Сионистов” от 1903 года, социалисты всегда не гнушались никакими провокациями в попытках столкнуть лбами общество. ……(Стр.8 и примечание снизу)
В то время как Россия воевала против Германии, революционеры  вовсю дестабилизировали ситуацию в стране, проводя антиправительственную агитацию среди солдат, призывая рабочих к стачкам на заводах и предприятиях, тогда как на фронте велись боевые действия, и требовалось непрерывное снабжение.

"Когда въ 80-ых годахъ еврейские соцiалисты не погнушались во имя русской революцiи призывать русскаго мужика бить жидовъ............."

“Когда въ 80-ых годахъ еврейские соцiалисты не погнушались во имя русской революцiи призывать русскаго мужика бить жидовъ………….”
Анархисты-коммунисты призывали к социальной революции, к свержению Временного правительства, указывали на необходимость “положить конец империалистической войне”, а после создания Советов рабочих и солдатских депутатов (в частности, в Петрограде) стали добиваться допущения своих сторонников в них.Они выдвигали требования “убийства старых министров” и “выдачи патронов и оружия… так как революция не кончена”.
К лету 1917 года стали учащаться случаи захвата крестьянами земель помещиков, большевики в этом всецело поддерживали крестьян и приветствовали распространение анархии.
Такая же ситуция была во время первой революции 1905-1907 годов, в годы русско-японской войны (1904-1905г.г.). Революционеры всячески расшатывали страну изнутри, устраивая терракты и покушения на членов правительства.
Революционеры всячески расшатывали страну изнутри, устраивая терракты и покушения на членов правительства.
В Российской империи анархистские группы появлялись весной 1903 г. в Белостоке Гродненской губернии среди еврейской интеллигенции и ремесленных рабочих и летом – в г. Нежине Черниговской губернии, в среде учащейся молодежи. К концу 1903 г. было уже 12 анархистских групп в 11 городах, а в 1904 г. – 29 групп в 27 населенных пунктах. Центрами анархизма стали Белосток, Екатеринослав и Одесса.
Число анархистских групп существенно возросло в период революции 1905-07 годов. В 1905 г. их насчитывалось уже 125 (в 110 населенных пунктах), в 1906 г. – 221 (в 155 населенных пунктах), а в 1907 г. уже действовало 255 групп в 180 населенных пунктах. В целом в 1903 – 1910 годы деятельность анархистов проявилась в 218 населенных пунктах империи. В эти годы в состав анархистских организаций по стране входило около 7 тыс. человек.
Безмотивные террористы основной целью своей деятельности считали организацию “безмотивного антибуржуазного террора” путем индивидуальных покушений на представителей буржуазии не за какие-либо их действия (донос, провокаторство и т.д.), а просто за принадлежность к классу “паразитов-эксплуататоров”. Сторонники же анархистов-коммунистов, высказывались за сочетание антибуржуазной борьбы с серией восстаний для провозглашения в городах и селах “временных революционных коммун”.
Уже в 1904–1905 гг. анархистский террор и экспроприации («эксы») стали значительным явлением.
С началом революции в России в 1917 году многие анархисты действовали совместно с большевиками, видя в них ближайших союзников, немалую роль в этом сыграла и вышедшая в 1917 году книга Владимира Ленина «Государство и революция».

МЫ НЕ РАБЫ, РАБЫ НЕ МЫ!

Безусловно, большевики очень радели о русском народе……
Самым известным произведением Бухарина стала “Азбука коммунизма”, написанная совместно с Е.А. Преображенским (окт. 1919 г.). В работе “Экономика переходного периода” настаивал на необходимости широкого применения “внеэкономического принуждения” в экономике страны.
…”Пролетарское принуждение во всех своих функциях, начиная от расстрела и кончая трудовой повинностью, является методом выработки коммунистического человечества”, – писал он.
А еще через несколько лет, в 1928 г., в интервью одной из французских газет он разоткровенничался- “То, что мы сейчас делаем с народом, это эксперимент. Примерно то же самое делает студент, покупая труп в анатомическом театре и экспериментируя с ним… “
Свердлов Яков Михайлович (1885-1918)  (настоящее имя Янкель Мовшевич Свердлов)
Член ЦК РСДРП(б), РКП(б). Председатель ВЦИК (формальный глава РСФСР)
В июле 1918 года Свердлов санкционировал расстрел Императора Николая II, убита была вся его семья, включая детей.
На заседании ВЦИК 20 мая 1918 года Свердлов впервые провозгласил политику раскола деревни на два враждующих лагеря бедняков и кулаков.
5-го сентября 1918 года, под руководством председателя ВЦИК Свердлова Я.М., был принят декрет «О красном терроре». Всякое неподчинение большевикам подавлялось зверскими методами.
На проходившем V Всероссийском съезде Советов с отчётом Съезду о деятельности ВЦИК 5 июля 1918 году выступал Я. М. Свердлов.
В условиях углубляющегося кризиса большевистской власти, Свердлов в своём докладе призвал к «массовому террору», который необходимо проводить против «контрреволюции» и «врагов советской власти» и выразил уверенность, что «вся трудовая Россия отнесется с полным одобрением к такой мере, как расстрел контрреволюционных генералов и других врагов трудящихся». Съезд официально одобрил эту доктрину.
На плакатах: Ленин, Зиновьев (Апфельбаум), Карл Маркс, Каменев (Розенфельд), Троцкий (Бронштейн)
На плакатах: Ленин, Зиновьев (Апфельбаум), Карл Маркс, Каменев (Розенфельд), Троцкий (Бронштейн)
Емельян Михайлович Ярославский (настоящие имя и фамилия Миней Израилевич Губельман). 19 февраля [3 марта] 1878 года — 4 декабря 1943.
“…одним из убежищ, одним из прикрытий для крестьянина, который не хочет в колхоз… остается религиозная организация с гигантским аппаратом, полторамиллионным активом попов, раввинов, мулл, благовестников, проповедников всякого рода, монахов и монашек, шаманов и колдунов и т. п. В активе этом состоит вся махровая контрреволюция, ещё не попавшая в Соловки, ещё притаившаяся в складках огромного тела СССР, паразитирующая на этом теле.”
(Емельян Ярославский, «Соцсоревнование и антирелигиозная пропаганда». «Правда», 1 мая 1929 г.)

3 сентября 1918 года газета «Известия» публикует слова Ф. Э. Дзержинского:

“Пусть рабочий класс раздавит массовым террором гидру контрреволюции! Пусть враги рабочего класса знают, что каждый задержанный с оружием в руках будет расстрелян на месте, что каждый, кто осмелится на малейшую пропаганду против советской власти, будет немедленно арестован и заключён в концентрационный лагерь!”
Формулировка направленности деятельности карающих органов революционной власти, опубликованная в газете «Известия ВЦИК». Первый председатель Реввоентрибунала РСФСР К. Данишевский заявил:
“Военные трибуналы не руководствуются и не должны руководствоваться никакими юридическими нормами. Это карающие органы, созданные в процессе напряжённейшей революционной борьбы”.
Троцкий-Бронштейн: Если рабочие не захотят объединяться с нами, мы объединим их насильно или подвергнем смерти! (Нидерланды, 1922 год).
Даже в 1922 году Ленин заявляет о невозможности прекращения террора и необходимости его законодательного урегулирования, что следует из его письма наркому юстиции Курскому от 17 мая 1922 года:
“Суд должен не устранить террор; обещать это было бы самообманом или обманом, а обосновать и узаконить его принципиально, ясно, без фальши и без прикрас. Формулировать надо как можно шире, ибо только революционное правосознание и революционная совесть поставят условия применения на деле, более или менее широкого. С коммунистическим приветом, Ленин.”
 Митинг детей против ёлки, 1929 г.
 Митинг детей против ёлки, 1929 г.
В своих посланиях Ленин говорил о русском народе только в унижительной форме. Однажды полномочному советскому представителю в Швейцарии вождь приказал: «Русским дуракам раздайте работу: посылать сюда вырезки, а не случайные номера (как делали эти идиоты до сих пор)».

В. И. Ленин. УДЕРЖАТ ЛИ БОЛЬШЕВИКИ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ВЛАСТЬ?
( Написано в конце сентября – 1(14) октября 1917 г. ) Ленин ПСС т.34, Стр.310…

“Хлебная монополия, хлебная карточка, всеобщая трудовая повинность являются в руках пролетарского государства, в руках полновластных Советов, самым могучим средством учета и контроля, таким средством, которое, будучи распространено на капиталистов и на богатых вообще, будучи применено к ним рабочими, даст невиданную еще в истории силу “приведения в движение” государственного аппарата, для преодоления сопротивления капиталистов, для подчинения их пролетарскому государству. Это средство контроля и принуждения к труду посильнее законов конвента и его гильотины. Гильотина только запугивала, только сламывала активное сопротивление. Нам этого мало. 

Нам этого мало. Нам надо не только “запугать” капиталистов в том смысле, чтобы они чувствовали всесилие пролетарского государства и забыли думать об активном сопротивлении ему. Нам надо сломать и пассивное, несомненно, еще более опасное и вредное сопротивление.

Нам надо не только сломить какое бы то ни было сопротивление. Нам надо заставить работать в новых организационно-государственных рамках. Недостаточно “убрать вон” капиталистов, надо (убрав вон негодных, безнадежных “сопротивленцев”) поставить их на новую государственную службу. Это относится и к капиталистам, и к известному верхнему слою буржуазной интеллигенции, служащих и т. д. 

И мы имеем средство для этого. Нам дало для этого средство и оружие в руки само воюющее капиталистическое государство. Это средство – хлебная монополия, хлебная карточка, всеобщая трудовая повинность. “Кто не работает, тот не должен есть” – вот основное, первейшее и главнейшее правило, которое могут ввести в жизнь и введут Советы рабочих депутатов, когда они станут властью.”

Хлебная карточка, как заменитель гильотины. Разумеется, чтобы она работала, нужен голод. А чтоб она работала именно так, большевики любое распространение еды в их обход объявили спекуляциями и стали расстреливать крестьян.  Рабочие пытались было наладить прямой обмен с селом, но это было запрещено тоже. Кто не работает на большевиков, не должен есть – и весь сказ. Это – доказательство умышленного устроения большевиками голода с целью убийства или подчинения людей большевикам.

Ленин: “19 марта 1922 года, строго секретно. Просьба ни в коем случае копий не снимать”.

“…Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны!) провести изъятие церковных ценностей с самой бешенной и беспощадной энергией и не останавливаться перед подавлением какого угодно сопротивления. Изъяв церковные ценности, мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей. Без этого фонда никакая государственная работа вообще и никакое отстаивание своей позиции в Генуе, совершенно немыслимо. Жестокости надо осуществлять самым энергичным образом и в самый кратчайший срок. Мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его. Официально выступить с каким то ни было мероприятием должен только тов. Калинин, – никогда и ни в коем случае не должен выступать ни в печати, ни иным образом перед публикой, тов. Троцкий. Обязать Дзержинского и Уншлихта лично делать об изъятии доклад в Политбюро еженедельно… Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы ни о каком сопротивлении они не смели и думать…”  Опубликовано: Известия ЦК КПСС, 1990г.,№4.

Результаты: В ходе “первой волны репрессий”, в течении только 1918 года было расстреляно 16000 священников. В течении “второй волны”, когда был арестован Патриарх Тихон, расстреляно около 10000 представителей духовенства.

Как же не вспомнить “буревестника революции” М.Горького, ведь мы со школьной скамьи пропитаны насквозь его творчеством….М. Горький (кличка Буква), отвечая на вопрос о голоде в России, заданный ему в Берлине, ответил:
“Я полагаю, что из 35 миллионов голодных большинство умрет”.
Однако в этой трагедии “буревестник революции” так же как и большевистские вожди, видел положительное явление, ибо “вымрут полудикие, глупые, тяжелые люди русских сел и деревень... и место их займет новое племя — грамотных, разумных, бодрых людей”
(М.Горький. О русском крестьянстве. Берлин, 1922, С. 43-44.).После первой революции Горький поселился на итальянском острове Капри, где прожил 7 лет (с 1906 по 1913). Поселился в престижной гостинице “Quisisana”. С марта 1909 года по февраль 1911 года проживал на вилле “Спинола” (ныне “Беринг”), останавливался на виллах (имеют памятные доски о его пребывании) “Блезиус” (с 1906 по 1909) и “Серфина” (ныне “Пьерина”) на гонорары от многочисленных переводных изданий своих книг , в которых было в основном описание “свинцовых мерзостей дикой русской жизни”, которое  было востребовано влиятельными покровителями-популяризаторами и сделало его известным на Западе.Когда Горький в 1932 году (в стране царил голод  в период коллективизации, тогда от голода и болезней погибло около 7 млн чел.)  вернулся в СССР, то большевистское правительство подарило ему особняк Рябушинских, в котором сохранялись нетронутыми паркет, ковры, зеркала, картины, позолота, роскошная мебель. Жалованье ему положили миллион в год, огромную по тем временам сумму. Кроме всего этого, в Подмосковье во владение Горького был передан загородный дворец, после смерти “буревестника” ставший одной из главных правительственных резиденций. Гонорары “пролетарскому писателю” выплачивали в валюте.

   В.И.Ленин, Н.К.Крупская и М.И.Ульянова в автомобиле при отъезде с Красной площади.

В.И.Ленин, Н.К.Крупская и М.И.Ульянова в автомобиле при отъезде с Красной площади.

Борьба за уничтожение русского народа и его культуры в 20-е- начале 30-х годов приобретает чудовищные формы. Физический геноцид русских людей уже не мог удовлетворить большевиков. Отменены народные и церковные праздники, переделан календарь. На повестку дня поднимается вопрос об искоренении самого русского языка. Проведенные в революцию и 20-е годы реформы языка затруднили восприятие новыми поколениями русских людей многовекового культурного и письменного наследия. В 1930 годах наступает новый этап искоренения русского языка.
В 1919 году по инициативе т. Луначарского был поставлен на очередь вопрос о латинизации русской письменности. Сторонниками латинизации были А. В. Луначарский и В. И. Ленин.Созданная при Главнауке Наркомпроса подкомиссия по латинизации русской письменности объявила русский алфавит “идеологически чуждой социалистическому строительству формой графики”, “пережитком классовой графики XVIII-XIX вв. русских феодалов-помещиков и буржуазии”, т.е. “графики самодержавного гнета, миссионерской пропаганды, великорусского национал-шовинизма и насильственной русификации”.

Одновременно с ожесточенной борьбой за искоренение русского языка идет активное искоренение русской основы в письменности российских народов, которые пользовались ею в течение десятилетий. Центром борьбы против русского языка среди народов СССР стал Всесоюзный центральный комитет нового алфавита (ВЦКНА), созданный в 1927 году и имевший свой печатный орган “Революция и письменность”. Через этот орган велась целенаправленная травля всех сторонников русской основы в языках народов СССР. Они объявлялись представителями “обрусительно-миссионерской политики царизма”.

Уже 7 августа 1929 года постановлением ЦИК и СНК СССР «О новом латинизированном алфавите народов арабской письменности Союза ССР» переходу на латиницу был придан официальный статус. Начался переход на новый алфавит газет и журналов, издательств, учебных заведений. С 1930 года наступает новый этап латинизации: переход на новый алфавит народов других языковых групп. Уже к концу 1930-х большинство языков СССР были переведены на латинскую основу.
Всего между 1923 и 1939 годами на латиницу было переведено 50 языков (из 72 языков СССР, имевших письменность).

В 1936 году по указанию Сталина началась новая кампания — по переводу всех языков народов СССР на кириллицу, что было в основном закончено к 1940 году.
Искоренение русского языка

Из книги "Шаги Советов 1917-1936" , издания 1979 года. Цитата: " Бойцами Самарского интернационального полка легендарной ( ! ) дивизии, которой командовал В.И.Чапаев, были венгры, чехи, немцы, австрийцы, китайцы"

Из книги “Шаги Советов 1917-1936″ , издания 1979 года. Цитата: “Бойцами Самарского интернационального полка легендарной ( ! ) дивизии, которой командовал В.И.Чапаев, были венгры, чехи, немцы, австрийцы, китайцы”

Главный соратник Ленина Бронштейн-Троцкий вообще не стеснялся говорить о планах и целях:
“Русский народ нам нужен лишь как навоз истории. Россия – наш враг. Она населена злыми бесхвостыми обезьянами, которых почему-то называют людьми… Нет ничего бездарней и лицемерней, чем русский мужик. Мы должны превратить Россию в пустыню, населённую белыми неграми, которым мы дадим такую тиранию, какая не снилась никогда самым страшным деспотам Востока. Разница лишь в том, что тирания эта будет не справа, а слева, не белая, а красная. В буквальном смысле этого слова красная, ибо мы прольём такие потоки крови, перед которыми содрогнутся и побледнеют все человеческие потери капиталистических войн. Крупнейшие банкиры мира из-за океана будут работать в теснейшем контакте с нами. Если мы выиграем революцию, то раздавим Россию и на погребальных обломках её укрепим власть сионизма, станем такой силой, перед которой весь мир опустится на колени. Мы покажем, что такое настоящая власть. Путём террора, кровавых бань мы доведём русскую интеллигенцию до полного отупения, до идиотизма, до животного состояния… А пока наши юноши в кожаных куртках – сыновья часовых дел мастеров из Одессы и Орши, Гомеля и Винницы умеют ненавидеть всё русское! С каким наслаждением они физически уничтожают русскую интеллигенцию – офицеров, академиков, писателей!…”

Так кто же подавлял народные восстания? Нам внушали что русский народ восстал против тирании царя….но так ли это было?

Из книги “Шаги Советов 1917-1936″ , издания 1979 года. Цитата: ” Бойцами Самарского интернационального полка легендарной ( ! ) дивизии, которой командовал В.И.Чапаев, были венгры, чехи, немцы, австрийцы, китайцы”

В составе Красной армии были целые отдельные полки иностранных наёмников. Персидский полк, немцы, австрийцы, мядьяры, французы, румыны, чехи, китайцы, болгары, финны……

Как мы знаем, главнокомандующим “красной армии” был Лейба Давидович Бронштейн (Лев Троцкий).
Широкий размах большевистского террора обусловлен тем, что практически все слои населения России были против большевиков и воспринимали их как узурпаторов власти, поэтому Ленин и компания понимали, что единственный шанс удержать власть – это физически уничтожить всех, кто не согласен с их политикой.
Всем сейчас хорошо известно, какими методами большевики подавляли крестьянские восстания – достаточно примера применения химического оружия против тамбовских повстанцев, при подавлении восстания в 1921 году, когда уничтожили как минимум 110 тысяч русских крестьян. На повстанцев, помимо жестоких репрессий, обрушили всю мощь регулярной Красной армии: артиллерию, авиацию, бронетехнику и даже химическое оружие (хлор марки Е56). По поводу применения химического оружия сохранились документальные свидетельства.
Красная Армия установила жесткий оккупационный режим и террор против населения губернии, со взятием заложников, уничтожением сёл и деревень, созданием концлагерей и массовых расстрелов. Артиллерийским огнём были полностью уничтожены сёла Коптево, Хитрово, Верхнеспасское Тамбовского уезда.

Это уже в поздних советских фильмах будённовцам придали положительный героический имидж, на самом же деле, в годы гражданской войны, это были просто банды беспредельщиков.

Из книги "Шаги Советов 1917-1936 ", издательства 1979 года : " Первая конная армия" , один из лучших отрядов Красной Армии. Организована 11 ноября 1919 года.

Из книги “Шаги Советов 1917-1936 “, издательства 1979 года : ” Первая конная армия” , один из лучших отрядов Красной Армии. Организована 11 ноября 1919 года.

Только с 1918 года по 1922 год население России уменьшилось на 15,1 млн. человек, но мы ГОРДИМСЯ достижениями большевиков.На стройках коммунизма погибло 1 миллион 606 тысяч 748 заключенных ГУЛАГа, рабов  во имя культа личности Ленина и Сталина, но мы ВОСТОРГАЕМСЯ этими достижениями.

Беспрекословного преклонения народа перед идеалами коммунизма можно было достичь только одним методом – разрушением традиционных устоев жизни, демонизацией прошлого русского народа, отказом от его истории, навязыванием комплекса неполноценности.
И все достижения русского народа в годы советской власти были достигнуты не БЛАГОДАРЯ коммунизму, а зачастую ВОПРЕКИ ему.

Известно, сколько коммунистами было убито священников и разрушено храмов. Известно о безпрецедентной бойне, устроенной большевиками в Крыму, убийстве царской семьи, геноциде казаков, голодомор, войны…

И вот так подавлялись народные восстания по всей стране:
НЕИЗВЕСТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. Ярославское восстание 1918 года.
……………..
     Кругом – огни, огни, огни…
     Оплечь – ружейные ремни…
     Революционный держите шаг!
     Неугомонный не дремлет враг!
     Товарищ, винтовку держи, не трусь!
     Пальнем-ка пулей в Святую Русь -
     В кондовую,
     В избяную,
     В толстозадую!
     Эх, эх, без креста!
 А.Блок. Отрывок из стихотворения “Двенадцать” 1918 год
Иван Алексеевич Бунин  (10 (22) октября 1870— 8 ноября 1953 ) — русский писатель, поэт, почётный академик Петербургской академии наук (1909):

“Была Россия, был великий, ломившийся от всякого скарба дом, населенный могучим семейством, созданный благословенными трудами многих и многих поколений, освященный богопочитанием, памятью о прошлом и всем тем, что называется культом и культурой. Что же с ним сделали? Заплатили за свержение домоправителя полным разгромом буквально всего дома и неслыханным братоубийством, всем тем кошмарно-кровавым балаганом, чудовищные последствия которого неисчислимы… Планетарный же злодей, осененный знаменем с издевательским призывом к свободе, братству, равенству, высоко сидел на шее русского «дикаря» и призывал в грязь топтать совесть, стыд, любовь, милосердие… Выродок, нравственный идиот от рождения, Ленин явил миру как раз в разгар своей деятельности нечто чудовищное, потрясающее, он разорил величайшую в мире страну и убил миллионы людей, а среди бела дня спорят: благодетель он человечества или нет?..”

* * *

А вот обещанный ответ на задачку ( №16 “Нива” 1887 г. ):

Ист.