Хрусталь в России всегда ценили и любили. У нескольких поколений он оставался мерилом роскоши. Он действительно никогда не теряет ни в популярности, ни в цене.

Никольско-Бахметевский хрустальный завод

Идея создания хрусталя промышленным способом принадлежит англичанам. Началом его производства можно считать 1615 год, когда король Англии Якоб Первый запретил использовать древесину в любом производстве, исключая судостроение.
Владельцам стекольных заводов пришлось перейти на угольное топливо. Однако в угольной печи стекло обесцвечивается и становится мутным. Мастера принялись возвращать своему продукту прозрачность. Во время проведения таких опытов, в 1676 году, Георг Равенскрофт создал оригинальный рецепт смеси стекломассы с оксидом свинца. При добавлении такого соединения, у стекла появились новые свойства: устойчивость к кислым, щелочным и спиртосодержащим жидкостям. Такой материал получил название хрусталь, в силу схожих свойств с горным хрусталем.
Изделия из хрусталя стали популярны по всему миру. Мастера разных стран трудились над совершенствованием способов обработки, стараясь придать своим изделиям уникальность.

Кувшин в форме аска

В XIX веке мастерство российских ювелиров и стеклодувов достигло такого высокого уровня, что европейская и русская аристократия стали оказывать предпочтение их изделиям. Искусство резьбы по хрусталю стало подлинным открытием. Журнал “Отечественные записки” писал: “Резец скульптора не может лучше одушевить мрамор или металл прочнейший, глаза не верят, чтобы ломкий, легко разрушаемый хрусталь послужил материалом для сих бесподобных, со всею точностью натуры произведенных изваяний”.
Огромную популярность приобрели предметы сервировки и декора из хрусталя  в оформлении серебром, золотом, бронзой. Впоследствии именно эти изделия составили мировую славу российского декоративно-прикладного искусства.
Отечественным хрустальным изделиям не было равных в Европе. Для их изготовления приглашались специальные «инвенторы» — художники и архитекторы, такие как Росси, Томон, Воронихин, Стасов.  Много хрустальных изделий выполнялось специально для подношений китайским правителям, ханам и эмирам Средней Азии и персидским шахам. Одно из произведений – большой хрустальный фонтан был подарен королю Франции — Карлу X. Недаром и сегодня наибольшим спросом на мировом рынке антиквариата пользуются изделия именно русских мастеров.

Ваза большая для фруктов. Хрусталь, серебро, резьба «русский камень». Дизайн фирмы «К. Фаберже».

У нас и сейчас есть замечательные мастера, способные не просто копировать, а буквально реконструировать творения своих предшественников. На восстановленном знаменитом Никольско-Бахметевском хрустальном заводе в Пензенской области, которому в 2014 году исполнится 250 лет, до сих пор работают потомки мастеров, носящие прославленные фамилии. Сегодня они создают изделия, используя при этом старинные рецепты и способы обработки, сочетая ручной труд с новейшими технологическими приемами и применением современного оборудования.

Стенник на 3 свечи. Бронза, хрусталь. Коллекция Музея-усадьбы Останкино.

Под маркой «Бахметевъ» представлены реконструкции сервизов, столового серебра, хрустальных ваз,  люстр, и других предметов интерьера, сохранившиеся до наших дней  в музейных и частных коллекциях в единичных экземплярах, а порой и вовсе лишь в виде чертежей и эскизов.
www
Образцы изделий из коллекции фирмы «Бахметьевская
артель»
(1-я часть, 2-я часть)