Вопрос безопасной эксплуатации объектов капитального строительства был всегда актуальным, однако он длительное время оставался без внимания проектировщиков. О том, как решается проблема, сегодня рассказывает Денис Давыдов, заместитель начальника ГАУ «Леноблгосэкспертиза».

В настоящее время безопасность объекта капитального строительства регламентируется Федеральным законом № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Безопасность рассматривается на всех этапах существования объекта – при его проектировании, строительстве и эксплуатации.

В соответствии с Федеральным законом от 28.11.2011 № 337-ФЗ Градостроительным кодексом России предусматривается расширение состава разделов проектной документации. Появляется новый раздел проекта «Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства» в соответствии с пунктом 10.1 части 12 статьи 48 ГК РФ.

На данный момент требований к содержанию данного раздела нет, изменения в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87, пока не внесены. В настоящее время ведется работа по актуализации этого документа.

Проектным организациям при подготовке раздела «Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства» следует руководствоваться требованиями пункта 9 статьи 15 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В проектной документации должны быть отражены следующие решения:

1) возможность безопасной эксплуатации проектируемого здания или сооружения и требования к способам проведения мероприятий по техническому обслуживанию, при проведении которых отсутствует угроза нарушения безопасности строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения или недопустимого ухудшения параметров среды обитания людей;

2) минимальная периодичность осуществления проверок, осмотров и освидетельствований состояния строительных конструкций, основания, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения здания или сооружения и (или) необходимость проведения мониторинга компонентов окружающей среды, состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения;

3) сведения для пользователей и эксплуатационных служб о значениях эксплуатационных нагрузок на строительные конструкции, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения, которые недопустимо превышать в процессе эксплуатации здания или сооружения;

4) сведения о размещении скрытых электрических проводок, трубопроводов и иных устройств, повреждение которых может привести к угрозе причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.

Введение данного раздела в проектную документацию способствует организации эксплуатации введенных объектов в соответствии с требованиями технического регламента о безопасности зданий и сооружений.

Сегодня в стадии подготовки находится и новый федеральный закон об общем техническом регламенте «О безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасном использовании прилегающих к ним территорий».

В проекте документа приводятся основные понятия, правовая основа регулирования отношений в области безопасной эксплуатации, устанавливаются критерии отнесения объектов к категории опасных.

В проекте закона все объекты подразделяются по категории значимости на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные. Предусматривается подразделение объектов по конструктивной сложности на классы – отдельно для жилья и объектов промышленности.

После принятия данного закона вопросы требований к безопасной эксплуатации, которые должны будут устанавливаться на стадии проектирования, приобретут полноценную правовую основу.

Также вступившим в силу Федеральным законом от 10.07.2012 № 117-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

В том числе исключены положения, устанавливающие требования к части противопожарных расстояний, к устройству проездов и подъездов для пожарной техники к зданиям и сооружениям.

Законом продекларировано, что противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечить нераспространение пожара на соседние здания, сооружения, также определено, что противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара:

1) от лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) до зданий и сооружений, расположенных:

а) вне территорий лесничеств (лесопарков);

б) на территориях лесничеств (лесопарков);

2) от лесных насаждений вне лесничеств (лесопарков) до зданий и сооружений.

В связи со вступлением в силу указанного закона МЧС России выпущено информационное письмо от 19.07.2012 № 19-2-3-2855 «О порядке применения отдельных положений Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности” (в редакции Федерального закона от 10.07.2012 № 117-ФЗ)».

Письмом сообщается, что в данный момент проводится работа по внесению исключенных требований пожарной безопасности в действующие своды правил, которые будут применяться на добровольной основе.

Далее, в целях недопущения правовых коллизий, а также во избежание необходимости разработки специальных технических условий на каждый проектируемый или строящийся объект, письмом предлагается на переходный период, то есть до внесения соответствующих изменений в действующие своды правил, при размещении объектов защиты руководствоваться положениями статьи 151 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». То есть требования к противопожарным расстояниям и проездам в переходный период могут быть приняты по СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

Аналогичный подход следует использовать и в отношении других исключенных из технического регламента требований.

www