В сентябре в Санкт-Петербурге завершился открытый конкурс на лучшую концепцию развития территорий исторического центра города. Одним из его участников стала архитектурная мастерская «Студия 44», проект которой был отмечен жюри за реалистичность замысла и стильность подачи.

Пешеходная Миллионная улица («Золотая верста»). Автор рисунков: архитектор-художник В. И. Лемехов (АМ «Студия 44»)

информация:

  • архитектор:

    Никита Явейн

    Никита Явейн

    Nikita Yavein

  • мастерская:   Студия 44
  • что:

    Концепция развития территорий «Конюшенная» и «Северная Коломна – Новая Голландия»

  • где:

    Россия. Санкт-Петербург

  • авторский коллектив:

    Авторы проекта: Н. И. Явейн, О. И. Явейн, М. С. Виноградова, И. С. Григорьев, И. В. Кожин, В. И. Лемехов, Л. Н. Лихачева, А. А. Патрикеев, Г. С. Снежкин, М. В. Явейн

    Историческая справка: Б. М. Кириков, директор С.-Петербургского филиала НИИТАГ РААСН. А. В. Кобак, исполнительный директор фонда Д.С. Лихачева. А. Д. Марголис, сопредседатель Президиума С.-Петербургского отделения ВООПиК

    Стратегия транспортного развития: М.Л. Петрович, генеральный директор ООО «Лаборатория градопланирования»

В долгосрочной перспективе речь идет о реконструкции всего исторического центра Санкт-Петербурга – на реализацию этого амбициозного градостроительно-экономического замысла власти города отводят 30 лет. Первая очередь проекта, рассчитанного на 2013-2018 годы, предусматривает реновацию семи территорий – «Адмиралтейская часть», «Южная Коломна», «Литейная часть», «Владимирская», «Пять углов», «Конюшенная» и «Северная Коломна – Новая Голландия», правда, предметом конкурса пока стали лишь две последних. Это состязание – своего рода пробный шар: пока руководство города не столько выбирает конкретные проекты реконструкции, сколько хочет определиться со стратегией развития указанных территорий. Поэтому и архитекторы в своих проектах не стремились определить судьбу каждого дома и четко задать виды их функционального использования – все работы носят, скорее, методический характер, хотя каждый участник понимает под методологией реконструкции что-то свое. Что касается «Студии 44», то эта мастерская в очередной раз продемонстрировала основательность подхода, прежде всего, к формулированию задач и лишь затем к их поступательному продуманному решению.

Генплан

Участки «Конюшенная» и «Северная Коломна – Новая Голландия» «Студия 44» рассматривает как единую территорию, хотя, на первый взгляд, они совершенно разные. Одна – официальная, репрезентативная и может похвастаться высочайшей концентрацией памятников истории и культуры (здесь и великокняжеские резиденции, и крупнейшие мировые музеи, и парадные публичные пространства с Дворцовой площадью во главе), вторая заметно проще и не формальнее, зато в ней много камерных, по-настоящему милых мест и построек. «Если пространство исторического центра Петербурга представить в виде весов, положение виртуальной оси которых совпадает с Адмиралтейской иглой, то эти территории образуют на них идеальный баланс, – комментирует Никита Явейн со свойственной ему страстью к глубоким философским метафорам. – Поэтому мы рассматриваем участки в их диалектическом единстве, считая, что только совокупность осмысленных действий по ним даст нужный эффект».

«Сад брандмауэров» - общественное пространство квартала, прилегающего к дворам Капеллы © архитектор-художник В. И. Лемехов (АМ «Студия 44»)

Прежде всего, архитекторы провели своего рода инвентаризацию историко-культурного багажа территорий – им было важно понять, какие «точки роста» здесь уже работают на город, какие задействованы не на полную силу, а какие и вовсе заброшены. Основной вывод «Студии 44» можно сформулировать так: «Конюшенная» и «Северная Коломна – Новая Голландия» – это территории, где сконцентрировано все лучшее, что есть в северной столице. Здесь пересекается несколько совершенно разных Петербургов. Это и многоконфессиональный город, и имперская столица, и центр революционной борьбы, и кладезь театров и концертных залов, и, конечно, град мостов и уникальных гранитных набережных. В квартале №100, ограниченном Миллионной ул., Аптекарским пер. и наб. р. Мойки, как на ладони сконцентрированы основные типы зданий старого Петербурга: дворцы, особняки и доходные дома здесь тесно соседствуют с казармами и торговыми рядами, давая всестороннее представление о столичной жизни XVIII – начала XX в.в. А, например, участок вдоль набережной Мойки и прилегающей части Невского проспекта неразрывно связан с Золотым веком русской поэзии – событиями жизни и творчества Александра Пушкина, тогда как в районе Галерной и Коломны отчетливо слышится эхо уже Серебряного века – здесь прошли почти полтора десятилетия жизни и творчества Александра Блока.

Реконструкция Круглого рынка на наб. р. Мойки, 3 © архитектор-художник В. И. Лемехов (АМ «Студия 44»)

Иными словами, культурных якорей здесь в избытке и все они достойны не только внимания туристов, но и инвестиций самого разного масштаба. Проблема в том, что сегодня эти достопримечательности не обеспечены ни комфортными пешеходными связями, ни продуманной системой информационных табличек и указателей. «Фрагменты цивилизованной среды даже в самом центре Петербурга дискретны и фактически возникают стихийно, – считает Никита Явейн. – С одной стороны, здесь реализуются очень амбициозные проекты, но с другой – все работы ведутся только с лицевой стороны. Изнанка кварталов по-прежнему составляет разительный контраст их престижной «корочке». По мнению архитектора, городу очень недостает «глубины обслуживания», и именно ее и призван задать проект «Студии 44». А поскольку, по мнению архитекторов, даже самый благополучный городской бюджет не способен в одиночку сдюжить программу модернизации ветхого жилого фонда, проект рассчитан, в основном, на государственно-частное партнерство.

Галерная, 75 © архитектор-художник В. И. Лемехов (АМ «Студия 44»)

Основой формируемой системы общественных пространств, по замыслу «Студии 44», должна стать главная пешеходная артерия – полоса с осью по Миллионной и Галерной улицам, пронизывающая центр города от Фонтанки до акватории Финского залива. Ее длина составляет ориентировочно две версты, которые «Студия 44» условно назвала «Золотой» и «Серебряной» (не иначе, как Пушкин с Блоком вдохновили авторов). По этой оси организуется пешеходное движение, сделать которое непрерывным помогут три новых перехода (подземные либо со светофорами) – через Невский проспект у Дворцового моста, на Сенатской площади и на пл. Труда. Пешеходное движение по Золотой и Серебряной верстам планируется продублировать движением водного транспорта по Неве и полосами для передвижения на велосипедах и электромобилях. Расчет «Студии 44» прост: город полностью финансирует этот этап проекта, и его реализация послужит импульсом для инвестиций: от главной артерии начнут «ответвляться» новые общественные пространства улиц, которые, в свою очередь, постепенно «затекут» внутрь кварталов и сформируют систему «капилляров» камерных благоустроенных территорий.

Пешеходная Галерная улица («Серебряная верста») © архитектор-художник В. И. Лемехов (АМ «Студия 44»)

Даны в проекте и конкретные примеры пилотных частно-государственных инициатив. Так, архитекторы предлагают раскрыть для публики уже упомянутый квартал №100 (с поэтапным формированием здесь Музея быта Старого Петербурга), в здании Гвардейского корпуса создать Музей Гвардии, а в особняк Абамелек-Лазарева (сегодня его занимает Комитет по физической культуре и спорту) организовать экскурсии. Сеть новых культурных очагов просто обязаны поддержать объекты инфраструктуры – арт-галереи, кафе и магазины авторы предлагают разместить на первых этажах жилых домов. Круглый рынок на Мойке кажется им подходящим для создания колоритного рыбного рынка, а бывшее Конюшенное ведомство для размещения гостиница с торгово-развлекательным центром. «Кроме того, новый центр притяжения по оси М. Конюшенной позволит создать внутри Конюшенного двора публичную пьяцетту и развить целую систему пешеходных связей между Б. Конюшенной и набережной Мойки», – поясняет Никита Явейн.

Все вышеперечисленные проекты относятся к Золотой версте, рассчитанной, скорее, на солидного туриста. Тематика же Серебряной версты будет ее уравновешивать, гася пафос дорогого имперского города и предлагая развлечения более молодежные и неформальные. Это и Центр Современной Культуры в Новой Голландии, и комплекс сценических площадок ГАМТ, и Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта. Рядом с последним архитекторы предлагают разбить публичный парк, который станет частью нового маршрута, связывающего все интересные объекты этого района.

Публичная площадь внутри Конюшенного двора © архитектор-художник В. И. Лемехов (АМ «Студия 44»)
открыть большое изображение

Заключительный этап проекта предусматривает еще более глубокое «шунтирование» городской ткани – неслучайно эти преобразования сами архитекторы называют «протуберанцами». В качестве возможных примеров Никита Явейн называет Музей шоколада в Кондитерской фабрике Самойловой или создание ресторана и смотровой площадки на башне Адмиралтейства. Впрочем, конечно, архитекторы не предлагают выселить из Адмиралтейства Генштаб ВМФ прямо завтра – скорее, они заинтересованы в широкой общественной дискуссии о возможности многоцелевого использования объектов исторического центра Петербурга, в том числе и самых канонических. Ведь именно подобная многофункциональность и является залогом успешного возрождения центра Санкт-Петербурга в современных экономических реалиях.

текст: Анна Мартовицкая
www