Архитектурный от-кутюр: Топ-5 концептуальных загородных резиденций XX века.

"Хемосфера", Лос-Анджелес, Джон Лотнер

Сегодня мало кого удивишь понятием “органическая архитектура”. Свободная планировка, большие окна, лаконичный фасад – неполный список особенностей, характерных для этого стиля. Едва ли кто-то отважится повторить на собственном участке легендарные творения мэтров архитектуры, ставших основоположниками современных коттеджей. Но для того чтобы быть с собственным домом на ты, стоит увидеть, как все начиналось. “Бизнес-Стиль” публикует обзор самых знаковых загородных резиденций XX века.

Дом над водопадом, штат Пенсильвания
Фрэнк Ллойд Райт

Фрэнк Ллойд Райт (1867-1959гг.) – американский архитектор-новатор – спроектировал дом над водопадом в штате Пенсильвания в 1935 году для магната И.Дж.Кауфмана и его жены Лилиан. Строительство длилось четыре года. В 1964 году дом был открыт как музей. Ставший квинтэссенцией органической архитектуры дом представляет собой композицию из бетонных террас и вертикальных поверхностей из известняка, расположенных на стальных опорах прямо над ручьем. Часть утеса, на котором стоит дом, оказалась внутри здания и использовалась Райтом как деталь оформления интерьера. Нужно отметить, что обитатели дома живописный водопад слышат, но не видят. К тому же высокая влажность стала причиной поражения стен мильдью (ложной мучнистой росой).

Дом над водопадом, штат Пенсильвания, Фрэнк Ллойд Райт

“Хемосфера”, Лос-Анджелес
Джон Лотнер

Однажды названная самым современным домом в мире “Хемосфера” до сих пор впечатляет новаторством. Строительство дома было окончено в 1960 году модернистом Джоном Лотнером (1911-1994гг.), приверженцем органической архитектуры, учеником Фрэнка Ллойда Райта. Здание, напоминающее летающую тарелку, возвышается над долиной Сан-Фернандо с одной стороны и густой рощей – с другой. А попасть внутрь можно, поднявшись по крутой лестнице или на головокружительном фуникулере. Неортодоксальный дизайн достигнут отчасти благодаря расположенному сзади дома крутому склону в 45 градусов. Форма постройки намекает на то, что его первым хозяином был аэрокосмический инженер Леонард Малин. Сегодня этот дом - по-прежнему частная резиденция писателя Бенедикта Ташена, который реконструировал его совместно с компанией Escher GuneWardena Architecture.

"Хемосфера", Лос-Анджелес, Джон Лотнер

Вилла “Савой”, Пуасси, Франция
Ле Корбюзье и Пьер Жаннере

Вилла "Савой", Пуасси, Франция, Ле Корбюзье и Пьер Жаннере

Гладкая белая коробка, установленная на десятке колонн, кажется, парит в воздухе над зоной для парковки. Вилла “Савой” – новаторское сооружение в духе минимализма. Ле Корбузье (1887-1965гг.) и его кузен Пьер Жаннере (1896-1967гг.) были наняты парижским страховщиком Пьером Савой и его супругой Эмили. Постройка была завершена в 1930 году и представляла собой радикальный загородный дом, названный самим Ле Корбузье “коробка в воздухе”. Основная жилая зона расположена на втором уровне. Горизонтальные окна оживляют фасад в духе минимализма, как блистающая лента, плоская крыша оборудована солнечными панелями и грядками для растений. Еще одно новшество того времени – использование внутреннего каркаса и свободной планировки.
В этой постройке Корбюзье использовал свой кодекс “Пять отправных точек современной архитектуры”.

Вилла "Савой", Пуасси, Франция, Ле Корбюзье и Пьер Жаннере

Дом из стекла, Новый Каан, Коннектикут
Филипп Джонсон

Впечатлившись идеями архитектурного минимализма немецкого архитектора Миса ванн дер Роэ, Филип Джонсон (1906-2005гг.), решил построить свой собственный стеклянный дом. На территории своей усадьбы в штате Коннектикут он спроектировал “Стеклянный дом” (1949 год). Это одноэтажная резиденция 17 на 9,7 м, заключенная в стены из стекла, на территории пышного леса площадью 18,8 га. Хотя гостиная и спальня полностью на виду с улицы, ванная комната скрыта от глаз. Она спрятана в цилиндре из кирпича, пронизывающем дом от пола до чердака. По словам архитектора, это отголосок 1930-х годов, воспоминание о каминных дымоходах в европейских деревнях. С 2007 года “Стеклянный дом” и другие эксцентричные постройки Джонсона открыты для публики. Архитектора считают основоположником и ведущим представителем интернационального стиля в американской архитектуре середины XX века.

Дом из стекла, Новый Каан, Коннектикут, Филипп Джонсон

Резиденция и студия Гуотми, Амагансетт, Нью-Йорк
Чарльз Гуотми

Чарльз Гуотми (1938-2009гг.), основатель архитектурной фирмы на Манхеттэне Gwathmey Siegel Kaufman & Associates, стал известен в 1965 году, когда построил внешне лаконичный, но культурно эпохальный дом площадью 365 кв. м для своих родителей. Дом, обитый кедром, -  графическая композиция базовых геометрических форм, похожих на детские кубики для строительства. Это архитектор и креативный партнер Ричард Хендерсон построили вокруг жилой зоны из стекла. Подсвеченный ночью дом, принадлежащий сейчас вдове Гуотми, Бете-Анн, напоминает кубический фонарь: золотой свет проходит через стеклянные плоскости, щели и перфорации. Чарльз Гуотми в своих работах всегда следовал принципам классического, строгого модернизма. Влияние на его творчество оказали Ле Корбюзье и Луис Кан, у которого Гуотми учился на архитектурном факультете Университета Пенсильвании.

Резиденция и студия Гуотми, Амагансетт, Нью-Йорк, Чарльз Гуотми

www