Выражение «демос» впервые появляется в «Конституции Афин» уже в четвёртом фрагменте, и относится к Тесею, легендарному Афинскому царю. В этом фрагменте утверждается, что Тесей «был первым, кто склонился к охлосу (apekline pros ton oclon), как говорит Аристотель, и отменил монархию, что, по-видимому, свидетельствует также и Гомер, который в списке кораблей называет демосом (demon) только афинян». Встает вопрос: что в действительности надо понимать под этими утверждениями?

Эти  утверждения, приписываемые Аристотелю, о первоначальном зарождении демократии, при одновременной «отмене» монархии, являются ключевыми для научного анализа понятий «демоса» и «демократии». Однако, в данном случае мы сразу же сталкиваемся с затруднениями двух видов, хронологическими и концептуальными: когда произошли эти «склонение к охлосу (то есть к демосу) и отмена монархии», и в чём это «склонение» и «отмена» конкретно заключались.

Очевидно, что, в данном случае, мы имеем дело с анахронизмами. В цитированной фразе упоминаются три исторических события:

1. Список кораблей Гомера относится к осаде Трои, состоявшейся приблизительно около 1250 года до Р. Х., хотя некоторые авторы предполагают, что эта осада состоялась около 1200 года до Р. Х.

2. Царствование Тесея многими учёными относится к 1234 – 1204 (или 1234 – 1213) годам до Р. Х, хотя уже в старину некоторые авторы его относили к середине XI века до Р. Х., что маловероятно. Тесей был тринадцатым по счёту василевсом (царём) из числа двадцати царей Афин, частично легендарных и полумифических. Таким образом, если «склонение к демосу» и «отмена монархии» действительно начались именно при Тесее, то теоретически они могли быть как-то проявлены уже во время осады Трои, а посему и могли быть косвенно отмечены в Илиаде Гомера. Однако, вероятнее всего – это анахронизм. Ведь автор Илиады описывает в VIII веке события, происшедшие за несколько веков до него, информация о которых дошла до него лишь устным путём.

3. Под «отменой монархии», очевидно, подразумеваются какие-то конкретные конституционные и политические перемены в Афинах, которые в данном тексте приписываются Тесею. Тесей был легендарной и частично даже мифологической личностью, как и некоторые другие афинские цари, так что сегодня очень трудно установить, что надо понимать под словами «склонился к охлосу» и «отменил монархию». Тем более, что после Тесея в Афинах было еще семь царей. Согласно легенде о Минотавре, Тесей, являвшийся сыном афинского царя Эгея, освободил Афины от зависимости и уплаты дани минойской монархии, столица которой Кнос была окончательно разрушена, по-видимому, в 1375 году до Р. Х., то есть приблизительно за полтора века до Тесея. Кроме того, царю Тесею приписывается также и объединение двенадцати поселений Аттики в одно общее государство, с одним общим религиозным и политическим центром в Афинах. Одновременно все местные политические органы, существовавшие до этого в поселениях Аттики, тогда были упраздненны. Этот акт учреждения афинского государства (полиса) был назван «синекией», то есть буквально «союзом домов» или «объединением поселений». Согласно некоторым авторам, это произошло не ранее середины XI века до Р. Х., то есть полтора века после Тесея, хотя некоторые источники связывают это событие именно с Тесеем, царствовавшем полтора века до этого, в начале XIII века до Р. Х. Так что Тесею приписываются исторические события, происходившие в течение более чем трёх веков.

Очевидно, что в данном случае мы имеем дело с ярким примером исторических анахронизмов, когда длительные исторические процессы огульно приписываются какой-нибудь одной яркой исторической личности, располагающей широкой народной симпатией.

Кроме того, нельзя забывать, что при передаче подобной исторической информации устным, а не письменным путём, эта информация сжимается, конденсируется и концентрируется. Кроме того, подобная устная передача исторической информации зачастую облекается в поэтические формы, с определёнными метрическими размерами, для более лёгкого запоминания, так что она может обрастать добавочными декоративными элементами. Многие учёные считают (в том числе и Арнольд Тойнби), что Гомер, по-видимому, записавший Илиаду приблизительно в середине VIII века до Р. Х. (то есть через пять веков после описываемых им событий) на основании народного устного эпоса, красочно приписывает древним архаическим «героическим» временам XIII века до Р. Х. современную ему социальную и политическую обстановку в Греции VIII века. Он лишь сохраняет некоторые архаические элементы, как, например, упоминание касок, украшенных клыками кабана, в его время уже не существовавших, и больших длинных прямоугольных щитов, в его время уже заменённых маленькими круглыми щитами. Таким образом, возможно, что Гомер приписывает любимому народному герою Тесею, освободившему Афины от уплаты дани Кносу, также и последующие процессы, каковые тоже воспринимались, как положительные. В подобных случаях важно установить характер и суть самих исторических процессов, даже если невозможно восстановить точную хронологию их исторического развития.

Прежде всего необходимо отметить то, что в этом первом употреблении выражения «демос», оно полностью приравнивается к своему синониму «охлос» в той же самой фразе. Таким образом, абсолютно невозможно утверждать, что «охлократия» является извращением «демократии», ибо эти два термина являются синонимами. Кроме того, в оригинальной классификации Аристотеля, в его труде «Политика», демократия фигурирует как извращение политии (республики, в переводе Цицерона), в то время как охлократия в ней вообще не числится. Термин «охлократия» стал употребляться после французской революции для того, чтобы им заменить выражение «демократия», ибо оно, в свою очередь, заменило термин «республика», но это не научные переводы, а идеологические подтасовки. (В романских языках, вместо подмены выражения «демократия» термином «охлократия», для этой подмены также употребляется и выражение «демагогия»). В дальнейшем, в «Конституции Афин» слово «демос» часто употребляется также и как синоним слова «плефос», как, например, в следующей фразе: «Так как плефос увеличился, начальником демоса стал Эфиальт, сын Софонида» (Конституция Афин, 25, 1).

Слово «плефос» Аристотель употребляет уже во втором абзаце «Конституции Афин»: «Затем наступил разлад между знатными и плефосом (толпой)… Все брали в заём, под заклад самих себя, до времён Солона, так как он стал первым возглавителем демоса (демон простатес)». Таким образом, если царь Тесей был «первым кто склонился к охлосу (демосу)», то «первым возглавителем демоса» был архонт Солон, шесть веков спустя.

Еще приблизительно через 90 лет архонт Клисфен реорганизовал полностью Афинское государство, перейдя от родовой системы политической организации Афин к земской (территориальной) общинной системе демосов. В 508 году до Р. Х. Клисфен разделил Афинский полис на 100 демосов по чисто территориальному (земскому) принципу, так что соседи, проживавшие рядом в одном демосе, стали «земляками своего демоса… и впредь афиняне называли себя по имени своего демоса». (Конституция Афин, 21, 4). Демосы были своего рода избирательными земскими общинами (округами или «приходами») в Афинском государстве, возглавлявшимися своими «земскими начальниками», димархами («начальниками части»). Каждый демос определял путём жребия своего кандидата в архонты, из которых затем, путём жребия на бобах, и определялись архонты. Аристотель утверждает, что именно «после этого, конституция (Афин) стала гораздо демократичнее, чем при Солоне». (Конституция Афин, 22, 1).

Таким образом, из этих текстов следует, что первыми основоположниками демократии в Афинах были Тесей, Солон и Клисфен. Тесей был афинским царём (василевсом), а Солон и Клисфен были архонтами и принадлежали к самым аристократическим родам Афин.

Исторические рамки процесса «демократизации»

Встает вопрос: какие же конкретные исторические события происходили в Афинах в течение всего этого процесса? Автоматически напрашиваются также и вопросы: когда этот процесс достиг своей кульминации и когда и как он закончился? Для этого необходимо кратко наметить некоторые основные хронологические вехи этого процесса. Особенно заметные исторические события в Афинском полисе, в рамках общей истории Греции, можно перечислить следующим образом, с указанием приблизительных хронологических дат:

1900 г. до Р. Х.: Прибытие на территорию Греции первых волн индоевропейских греческих племён.

1600 – 1500: Возникновение крито-микенской (ахейской, данайской) греческой культуры, под влиянием минойской культуры острова Крита, в качестве средиземноморской надстройки над индоевропейскими структурами греческих пришельцев, в том числе частично и в религиозной области. Дворцовая бюрократия, в подражание Кносскому дворцу на Крите.

1400: Первый афинский василевс (царь), в рамках микенской культуры.

1250: Война союза греческих (ахейских, данайских) княжеств против Трои.

1204: Предположительный конец царствования Тесея в Афинах.

1150 – 1100: Конец крито-микенской культуры в Греции. Это произошло, согласно Тойнби, в основном по причине чрезмерных милитаризма и бюрократизма её структур, не выдержавших натиска новой волны греческого племени дорийцев, ворвавшихся с севера. Разрушение дворцов. Конец дворцовой бюрократии. Потеря минойской линейной письменности на табличках. Начало «тёмных веков».

Объединение всей Аттики в одно общее государство.

1068: Смерть афинского царя Кодроса, последнего царя с титулом василевса. После него – пожизненные архонты-василевсы, выбираемые из «евпатридов» (благородных). Первый пожизненный архонт – Медонт (1068 – 1048).

Учреждение должности полимарха (воеводы или военачальника, буквально «начальника войны»), первоначально в качестве первого помощника царя. (Аристотель считает, что это была первая реформа политического строя Афин). Со временем, учреждение третьего архонта, который затем станет первым.

VIII век: Конец «тёмных веков». Начало греческой эллинской культуры. Создание греческого алфавита, первого полного фонетического алфавита, на основании финикийского, впервые с добавлением гласных. Письменная форма Илиады и Одиссеи. Первая государственная металлическая монета, с точными весом и пробой. Дельфийский оракул.

776: Первая общегреческая Олимпиада. Лишь приблизительно с этого времени наука располагает более или менее точными хронологическими данными греческой истории. Посему предыдущие времена зачастую не описываются подробно и не разбираются детально.

753: Архонтов выбирают не пожизненно, а на 10 лет.

682: Архонтов выбирают только на 1 год. Учреждение шести младших архонтов. Всего девять архонтов. Со временем, первым архонтом становится третий архонт, с титулом архонта-эпонима, т. е. дающего свое имя году. Титул царя (василевса) сохраняется для второго архонта, без каких-либо политических или военных функций, а только для возглавления религиозных жертвоприношений и обрядов. Третьим архонтом является полимарх. Отслужившие свой срок архонты становятся членами совета старейшин (сената), заседающих на Ареопаге (холме бога войны Ареса), напротив Акрополя, под председательством архонта-василевса.

624: Первое письменное законодательство архонта Дракона, сохраняющее жестокие наказания обыденного права за уголовные преступления, в том числе особенно за воровство.

594: Социальные, конституционные и денежные реформы архонта Солона. Сокращение ипотечных долгов. Запрещение продажи в рабство за долги. Ограничение максимального размера земельных участков. Разделение граждан на четыре класса по годовому доходу, а не по родовому происхождению. Кандидаты в архонты выдвигаются путём жребия только из граждан первого класса.

508: Реформы Клисфена. Преодоление родовой системы. Земская (территориальная) система демосов (округов, общин, приходов или сотен). Десять демосов образуют одно из десяти племён (филей), одновременно являющихся одним из десяти полков. Во главе демосов стоят димархи, а во главе филей или полков – стратеги.

497: Очередная конституционная реформа: архонтов можно выбирать не только из первого, но также и из второго класса граждан. Должность полимарха, возглавляющего полковых стратегов, становится первенствующей в Афинском полисе.

490: Первое вторжение персов. Марафонская битва.

478: Создание Афинского морского союза. Афины становятся ведущей державой в Греции. Увеличивающееся значение «плефоса», т. е. граждан неимущего четвёртого класса, поставляющего многочисленных оплачиваемых гребцов для афинского флота, состоящего из многих больших четырёхвесельных кораблей. Социологическая основа афинской демократии.

462 – 458: Дальнейшие конституционные реформы. Крайняя демократия. Сильно урезаются права Ареопага (Сената), который сохраняет за собой лишь уголовную юрисдикцию, для особенно тяжких преступлений, но теряет все политические функции. Остальные судебные дела подлежат суду присяжных поверенных, из граждан всех классов, ежедневно заседающих за плату. Архонтов можно выбирать также и из третьего класса граждан, кроме первого архонта, который должен, как и прежде, принадлежать к военному сословию.

431: Начало 27-летней войны Афин против Спарты.

429: Смерть стратега (генерала) Перикла, бессменного многолетнего вождя афинской демократии, от чумы, во время осады Афин Спартой.

404: Полное поражение и капитуляция Афинской демократии.

399: Афинская демократия казнит Сократа, по обвинению его в растлении религиозного чувства афинской молодёжи.

338: Конец независимого Афинского полиса. Включение Афинского полиса в Македонскую Монархию.

331: Основание Александром Великим, учеником Аристотеля, города Александрии, в Египте. Начало Эллинистической культуры.

322: Кончина Аристотеля.

Предыдущая Продолжение Начало