По сравнению с кризисным периодом рынок консалтинга на сегодняшний день находится в гораздо более устойчивом и активном состоянии, однако эксперты отмечают, что докризисных показателей он пока не достиг.

Качественные консалтинговые услуги с предметными и содержательными рекомендациями в Санкт-Петербурге оказывают не более пяти компаний, хотя игроков, которые заявляют, что предоставляют услуги подобного рода, гораздо больше.

 

Тренды и бренды

 

«В силу менталитета и сложившихся традиций ведения бизнеса россияне не очень жалуют консультантов. В западных странах этот сектор экономики развивается семимильными шагами – от сегмента психоаналитиков до консалтинговых бюро по стратегическому планированию. В России до сих пор обращение к консультантам – скорее, дань моде», – считает Светлана Попова, маркетолог-аналитик ЗАО «БФА-Девелопмент». Исключение составляют только иностранные компании, работающие в России, которые предпочитают нанимать иностранных же консалтеров.

«Ключевой тренд последних лет – сменилась сама парадигма рынка, – считает Николай Пашков, генеральный директор Knight Frank St. Petersburg. – До кризиса было большое количество проектов, девелоперы или собственники которых привлекали брендовых консультантов из разных сфер для того, чтобы повысить статусность и придать дополнительную инвестиционную ценность проекту. Сейчас рынок так не работает. В основном те клиенты, которые к нам обращаются, строят или планируют строить сами, поэтому для них важна не красивая обертка, а содержательные рекомендации». Такая ситуация повышает требования к консультантам и делает рынок более жестким по сравнению с докризисным периодом.

С экспертами консалтинга соглашаются эксперты строительной отрасли. «Рынок консалтинга активно восстанавливается в данный момент, но возвращение к докризисным показателям вряд ли возможно в ближайшее время, – считает генеральный директор ЗАО “Лемминкяйнен Рус”. – Сейчас наиболее востребованы услуги оценки и анализа рынка; существенно реже, чем до кризиса, заказываются консультации по конкретным проектам».

Стандартная схема строительства состоит из четырех этапов: поиск и покупка земельного участка, разработка концепции, проектирование и согласование, само строительство и продажа и реализация проекта. На любом из этих этапов девелоперы привлекают на аутсорсинге сторонние компании. Есть проекты, когда девелопер привлекает аутсорсеров для управления этими этапами от начала и до конца. «Привлечение сторонних компаний оправдано на этапах консалтинга и разработки концепции проекта, а также на этапе реализации проекта, – считает Андрей Тетыш, председатель совета директоров АРИН. – На первом этапе стороннее мнение просто необходимо, так как девелопер чаще всего не обладает полной информацией по рынку, в частности о трендах рынка, которые определяют, какие объекты будут востребованы в ближайшие три года». Как правило, в штате компании-застройщика нет такого количества специалистов, а ведь именно этот этап определяет, будет успешен проект или нет. А на этапе реализации объекта имеет смысл привлечь к продаже – брокериджу – сторонние компании, увеличив охват для привлечения большего количества сторонних клиентов.

Наиболее активно развивается сегмент аналитического консалтинга – маркетинговые исследования (опросы, сбор информации и т. п.). Кроме того, хорошую динамику показывает и консалтинг в сфере IT (интеграция, кастомизация, создание индивидуальных CRM, ERP-систем). «Традиционно популярны такие виды работ, как создание концепций жилых комплексов и точечных объектов, разработка технического задания на проектирование для строительства жилых объектов на крупных городских, пригородных и загородных территориях», – добавляет Ольга Трошева, руководитель консалтингового центра «Петербургская недвижимость». Кроме того, всегда есть спрос на анализ наилучшего и наиболее эффективного использования земельных участков как в городе, так и в области. Обычно заказчиков в рамках этой работы сегодня интересует класс жилья (для городских объектов), наиболее целесообразный для данного участка, соотношение функций – на многофункциональных объектах, а также соотношение типов жилья в загородных крупных мультиформатных проектах.

«Тенденция текущего года – интерес заказчиков к пригородным территориям, расположенным в Ленобласти. Это индикаторы рынка по спросу, по объемам предложения, по ценам других застройщиков на данных территориях», – отмечают в «Петербургской недвижимости».

 

Цена вопроса

 

От общих затрат консультационные услуги составляют ничтожный процент, сообщают эксперты. «Консалтинг – это та услуга, на которой не стоит экономить в силу ее сравнительно малой доли в общих затратах на проект, но большой значимости», – отмечает генеральный директор Knight Frank St. Petersburg. Опытный консультант обладает обширным багажом знаний по каждому сегменту, который формируется на десятках различных проектов, видя их возникающие проблемы и задачи на разных этапах и то, как они решаются, какие из решений позволяют добиться успеха, а какие, наоборот, усугубляют положение. «Консультант способен, во-первых, значительно сэкономить девелоперу время, предлагая ему опробованные и успешные решения, во-вторых, страхует его от ошибок, которые в дальнейшем могут обернуться несопоставимыми потерями времени или денег из-за неудачных действий», – заключает г-н Пашков.

«Стоимость услуг консалтинга для строительных компаний индивидуальная и зависит от проекта. В среднем цена консалтинговых услуг варьируется от 1 до 5 млн рублей. Если компания предоставляет комплексное обслуживание, включающая в себя не только разработку концепции и финансовое обоснование, но и участвует в реализации проекта, сумма может быть в разы меньше», – комментирует директор департамента консалтинга NAI Becar в Санкт-Петербурге Альбина Ямалетдинова.

Заказчиками консалтинговых услуг являются частные и государственные структуры, которые занимаются девелопментом на территории Петербурга и Ленобласти в сегменте как высотного, так и малоэтажного и коттеджного строительства, а также исполнительные и законодательные органы власти на городском и федеральном уровне. Клиентами консалтингового центра «Петербургская недвижимость» являются, например, «ЮИТ Санкт-Петербург», «СПб Реновация», «Лемминкяйнен Рус», «ЮНИТ» (осваивает территорию завода «Петмол» в Московском районе), «Старт Девелопмент» и многие другие.

 

Реалии и перспективы

 

«Рынок консалтинговых и брокерских услуга насыщен, объемы заказов меньше, чем в докризисный период, а количественный состав игроков практически не изменился, – характеризует сложившуюся обстановку г-н Пашков, – появление новых игроков возможно, но вопрос в том, сумеют ли они отнять себе какую-либо значимую долю рынка у существующих компаний, ведь консалтинговый бизнес основан в значительной степени на постоянной и лояльной клиентуре, на профессиональном «реноме», накопленной базе знаний и умений, которые приобретаются консультантом не за один год».

В Knight Frank St. Petersburg отмечают в этом году положительный тренд в увеличении объема заказов. Более того, впервые после кризиса появились новые иностранные заказчики, которые обращаются не только за оценкой и анализом рынка, а именно за консультациями по девелоперскому проекту, сообщили в компании. Качественно изменился и спрос на консалтинговые услуги – сейчас стало гораздо больше работ прикладного характера: по проведению архитектурных тендеров, по сопровождению проектирования, достаточно много заказов, выходящих за рамки обычного докризисного набора консалтинговых работ (специфические исследования по различным сегментам, консультирование нестандартных проектов и др.).

«Российскому рынку консалтинга еще есть куда расти, если ожидать, что он будет развиваться по западному сценарию», – считают в ЗАО «БФА-Девелопмент».

 

Примечание, Sir35:

* БРОКЕРИДЖ — вознаграждение, получаемое брокером. Устанавливается в виде процента от стоимости сделки или в виде определенной суммы за проведение сделки.

Брокеридж на рынке коммерческой недвижимости — оказание посреднических услуг по:

  • поиску арендаторов и покупателей коммерческих площадей (торговой, офисной, складской и др.),
  • проведению переговоров с арендаторами и покупателями, на условиях владельца коммерческой недвижимости
  • содействию заключению договора аренды или купли-продажи, между владельцем коммерческой недвижимости и арендатором (покупателем).

www