Древесноволоконная плита и фанера – широко востребованные, а иногда просто необходимые в современном строительстве и мебельной промышленности листовые материалы.

Древесноволокнистая плита (ДВП) производится путем горячего прессования натуральных древесных волокон. Сырьем при этом служат некондиционная древесина, брак и отходы предприятий лесоперерабатывающей промышленности. Древесные волокна для таких плит получают путем пропаривания и измельчения исходного сырья.

Древесноволоконные плиты считаются одними из самых недорогих материалов, легки в обработке. При одинаковой механической прочности с другими пиломатериалами лучше сохраняют первичную форму в условиях перепадов температур и влажности, имеют равномерную структуру. Большие размеры готовых плит ускоряют, упрощают и соответственно еще больше удешевляют строительно-монтажные и ремонтные работы.

ДВП изготовляется двумя способами: сухим и мокрым. Сухой способ называют также непрерывным. В измельченную подсушенную древесину перед формированием плит добавляют связующий компонент – от 4% до 8% синтетической смолы. Плиты, изготовленные этим способом, намного прочнее при изгибе и широко используются в мебельной промышленности, для внутренних строительно-монтажных работ. Так называемое мокрое производство технологически более сложное и энергозатратное, поскольку предполагает использование природных вяжущих свойств самой древесины. Полученная этим способом ДВП – полностью экологически чистый материал.

На рынке пиломатериалов представлены древесноволокнистые плиты разных марок: сверхтвёрдые марки повышенной прочности, твёрдые, полутвердые, мягкие трех видов плотности. В зависимости от обработки лицевой поверхности плиты бывают облицовочные, шлифованные, лакированные, окрашенные.

Современные технологии позволяют улучшать прочность, эластичность, водостойкость, долговечность и другие эксплуатационные качества древесноволокнистых плит. При их изготовлении вводят различные добавки: синтетические смолы, парафин, канифоль, антисептики, огнеупорные и водоотталкивающие вещества. Например, пропитка пектолом увеличивает прочность плиты почти на 25%.

ДВП – это основная и дополнительная тепло- и звукоизоляция перегородок, полов, перекрытий во внутренних помещениях; утепление крыш в дачном строительстве; звукоизоляционная обивка концертных залов и радиостанций; выравнивающее покрытие перед настиланием паркета, линолеума; конструкции и детали в вагоно-, авто-, судостроении. В мебельном производстве из древесноволоконных плит делают конструкционные элементы корпусной мебели, задние стенки, полки и выдвижные ящики различных шкафов и тумб.

Фанера – самый распространенный недорогой, но достаточно качественный заменитель пиломатериалов из цельной древесины. Довольно легкий и эластичный, достаточно красивый, экологически безопасный строительный материал. Представляет собой лущеный шпон, склеенный в определенное количество слоев. Чем прочнее склеивание листа, тем выше качество фанеры. Изготовляется из различных сортов древесины.

Самая популярная марка ФК – средней влагостойкости, но высокой прочности во всех направлениях. Применяется для отделки внутренних помещений, изготовления перегородок, тары и футляров, различных строительных деталей, в производстве мебели. Стандартный лист фанеры – длина 1525 мм, ширина 1525, 1220, 1270 мм. Толщина листа зависит от количества слоев (от 3 до 30 мм). В зависимости от качества обработки лицевого слоя на рынке представлены пять сортов: элитный (Е), I, II, III и IV. Фанера повышенной стойкости к воздействию влаги обрабатывается малорастворимыми клеями на базе синтетических смол. ФСФ – материал повышенной влагостойкости, который применяется в основном во внешних работах (кровля, опалубка, щиты внешней рекламы), для изготовления садовой мебели, в машиностроении. ФСФ бывает пяти сортов, листы фанеры стандартных размеров – 1220 на 2440 мм и 1250 на 2500 мм, толщиной от 3 до 30 мм. Наиболее прочная и максимально устойчивая к воздействию воды – бакелизированная фанера. Изготовляется путем склеивания листов бакелитовым лаком или смолой под высоким давлением. Большие и особо крепкие листы этого материала используются в малом судостроении, авиа- и вагоностроении, монолитном строительстве в условиях агрессивной внешней среды, высокой влажности.

 

www